Главная   |   Страны   |   Скачать   |   Полезно знать   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты

     Задать вопрос, обсудить   

  Версия для печати


Последнее обновление - 21.04.2009

Ватикан (Vatican)

Собор св. Петра

Как известно, Ватикан - самое маленькое государство в мире (подробнее история). С этого замечательного факта начинается любой путеводитель. Для туриста это государство еще меньше - по сути, это только музей и собор св. Петра. По внутренней территории проводятся экскурсии группами.
Стоит хорошенько подумать, как вы будете посещать Ватикан, если вы путешествуете с группой. Возможны всякие малоприятные казусы. Например, наш экскурсовод "забыла" о существовании Дворика с шишкой и Греческого дворика, и Лаокоон с Аполлоном Бельведерским, которых мне особенно хотелось увидеть, все еще остаются для меня изображениями из книжки. Случалось, что экскурсию проводили в день, когда вход бесплатный для всех, однако с группы деньги все равно собирали. Поэтому, возможно, стоит сходить туда отдельно от группы, хотя бы только в собор, чтобы иметь возможность задержаться в музее, пока остальные осматривают собор. Если вы решите идти с группой, морально настройтесь, что визит будет напоминать московское метро в час пик. И не отказывайтесь от наушников - с ними удобнее. Если вы идете самостоятельно - больше всего очередь к открытию, потом народу может оказаться меньше, но совсем к закрытию приходить тоже не стоит, чтобы все успеть спокойно посмотреть. Наиболее комфортным временем местные старожилы считают вторник или четверг в 12-13 часов, когда очереди вообще может не быть. А наиболее спокойный вариант - заказать билеты по Интернету, переплатив 4 евро. Только переплачивайте на официальных сайтах, чтобы переплата не оказалась в несколько раз больше. Кстати, группы тоже стоят в очереди.

Площадь

Площадь перед собором св. ПетраБыло задумано, что знакомство с собором начнется с площади. (Еще один минус групповых экскурсий - автобусы обычно подвозят их со стороны входа в музей, а через площадь все выходят.) Бернини так объяснял, почему он создал именно такую площадь: "Считается, что собор Св. Петра - воображаемая матрица всех других церквей, поэтому колоннада должна представлять собой раскрытые руки, приглашающие всех католиков, подтверждая их веру, еретиков, призывая их воссоединиться с Церковью, и неверных, просвещая их Истинной верой".
Обелиск в центре площади также выполняет функцию солнечных часов. Фонтан справа создал Мадерно (1613 г.), фонтан слева - Бернини (1675 г.). Оригинальную форму чаш фонтанов потом копировали в разных странах, например подобный "римский" фонтан есть в Петергофе.

наверх

Собор св. Петра

Собор св. ПетраСобор - сооружение грандиозное, но словами трудно описать, насколько он велик. Впечатление немного портит тяжеловесный фасад работы Мадерно - у него была задача удлинить неф собора, сделав его форму из квадратной (форма греческого креста) прямоугольной (форма латинского креста). В результате фасад практически заслоняет собой купол. Высота статуй на фасаде почти 6 м. Центральное окно выходит на лоджию для благословений, с которой папы совершают первое благословение "urbi et orbi" ("городу и миру") после избрания на пост и на Рождество и Пасху.
Центральная дверь датируется 1455 г. и сохранилась со времен первой базилики. Центральная секция двери изображает Св. Петра и Св. Павла и сцены их мученической смерти. Направо - Святая дверь, созданная в 1950 г. Эта дверь открывается и закрывается в присутствии папы каждый юбилейный год.
Слева от собора вход в Ватикан охраняет знаменитая швейцарская гвардия в веселеньких костюмчиках, по легенде, придуманных для них Микеланджело.
Работы по внутренней отделке собора начались под руководством Браманте в 1506 г., продолжались при Микеланджело в 1547 г. Неф был закончен Мадерно в начале 17 в. План собора можно скачать с нашего сайта (в разделе скачать).
Пьета МикеланджелоТуристы, статуи, картины, богатая отделка - от всего этого кружится голова и не знаешь, на что смотреть. Но есть то, что запоминается навсегда. У меня это Пьета Микеланджело, голубь Бернини и купол все того же Микеланджело.
О Пьете не хочется говорить лишних слов. Экскурсовод обязательно расскажет, что это первая работа 24-летнего Микеланджело, что поэтому он выгравировал у нее на груди свое имя, что на статую покушались и поэтому она находится за стеклом. Но лучше прийти посмотреть на нее с утра пораньше, пока еще мало людей, тогда можно составить свое мнение, на которое не повлияют ни экскурсовод, рассказывающий уже о чем-то другом, ни вспышки фотоаппаратов.
Длинная очередь не даст вам пройти мимо статуи св. Петра (авторство приписывается Арнольфо ди Камбио). Русские туристы по врожденному рефлексу сразу же встают очередь, еще не зная, зачем стоят. А стоят поцеловать ногу у статуи в надежде на помощь святого.
Светящийся голубь Бернини парит в глубине собора как воплощение Святого духа. Вообще, творения Бернини составляют значительную долю в убранстве собора. Вокруг окна с голубем - необычное облако из ангелов, путти и лучей света; под ним - бронзовая кафедра. Внутри кафедры - деревянная лестница, якобы использовавшаяся св. Петром. На самом деле она была подарена Карлом Лысым папе в 875 г. По сторонам - св. Амбросий и св. Августин, отцы Латинской Церкви, и св. Афанасий и св. Иоанн Златоуст, отцы Греческой Церкви. Кафедра была закончена в 1666 г., во время правления Александра 7. Также Бернини принадлежат: памятник Александру 7 в левом проходе (последняя работа скульптора), бронзовая молельня в пределе Святого причастия, статуя св. Лонгина (солдата, который проткнул Христа своим копьем и который позже принял христианство). статуя св. Петра
Сооружение работы Бернини, достойное собора, - позолоченный бронзовый балдахин в центре - его высота 29 м. Бронза, использованная для балдахина, вероятно, была взята с купола Пантеона. На кисточках балдахина изображены пчелы (эмблема семьи Барберини, символизирующая трудолюбие). Золотой голубь под балдахином символизирует Святой Дух. Под этим сооружением располагается "Могила Св. Петра", где согласно легенде был похоронен апостол. Недавние археологические исследования подтверждают легенду.
Из других выдающихся произведений можно посмотреть памятник Клементу 13 работы Кановы, его же памятник трем представителям семьи Стюартов, которые, находясь на английском престоле, поддерживали Католическую церковь, гробницу Григория 13 работы Рускони.
Но сокровища собора не исчерпываются его так сказать парадной частью. Вы можете посетить сокровищницу, в которой хранятся церковные орнаменты, статуи, папские митры и другие предметы, в том числе дары королей и правителей, Ватиканские гроты и купол. В Ватиканских гротах располагаются церкви, посвященные разным святым, и могилы королей и пап с 10 в. Самое святое место - могила Св. Петра, обозначенная ракой, которая была сооружена императором Константином там, где предположительно находилась могила апостола.
Купол собора св. Петра Купол собора возвышается на высоту 15-этажного дома. Изнутри он был расписан художником 16 в. Кавальером д'Арпино. В основании купола - золотая надпись на латыни, гласящая: "Ты - Петр, и на камне сем я построю свою церковь и дам тебе ключи от Неба". Тут вам обязательно сообщат, что ширина надписи такова, что по ней может проехать грузовик.
Купол был спроектирован Микеланджело, который руководил возведением собора с 1547 г. К концу его долгой жизни (он умер в 1564 г. в возрасте 89 лет) сооружение достигло барабана купола. После смерти Микеланджело его ученик Джакомо делла Порта стал руководить работами. Он увеличил высоту купола на 7 м и закончил его сооружение в 1590 г., уложившись по приказу Сикста 5 в 22 месяца. Купол является двойным, внутренний диаметр - 42,56 м и высота от основания до верхушки креста - 136,57 м, высота фонаря - 17 м.
Этот купол использовался как образец для создания многих других куполов на Западе, таких как купола собора Св. Павла в Лондоне (1675), Дома Инвалидов в Париже (1680-91) и Капитолия в Вашингтоне (1794-1817).
Если вы путешествуете с группой и экскурсия проводится с утра перед большим переездом в другой город, имейте в виду, лишнего времени на тщательное исследование собора и на то, чтобы подняться на купол, у вас не будет.

наверх

Ватиканские музеи

Двор с шишкой. ВатиканКоллекции Ватиканских музеев непрерывно пополнялись, несмотря на войны, кражи и разрушения, разными папами начиная с эпохи Ренессанса и до сегодняшнего дня. И теперь они представляют собой самый большой музейный комплекс в мире. Ватиканские музеи включают в себя: Пинакотеку (Картинную галерею), Музей Пио-Клементино, Станцы (Лоджия Рафаэля, комнаты Рафаэля) и Сикстинскую капеллу.
Сначала посетители попадают в дворик Сосны (пиньи), где находятся бронзовая сосновая шишка и бронзовые павлины (копии оригиналов 2 в.).
Далее - музей Пио-Клементино с двором Бельведер. Музей был создан по заказу Клемента 14 (1769-74) и Пия 6 (1775-90) для наиболее значительных греческих и римских произведений искусства из коллекций Ватикана.
Ватикан. ЛаокоонЗдесь не один шедевр: Апоксиомен (римская копия бронзовой статуи Лисиппа), Персей с головой медузы (Канова), Аполлон Бельведерский (римская копия 2 в. с бронзовой статуи работы, предположительно, греческого скульптора Леокара), скульптурная группа Лаокоон (римская копия 1 в. с бронзового греческого оригинала работы Агесандера, Атанадора и Полидора, датированная 2 в. до н.э.). Скульптурная группа изображает Лаокоона, священника Трояна, который предупредил своих друзей о Троянском коне и был наказан за это богами. Боги, поддерживавшие в этой войне греков, послали двух змей, которые задушили Лаокоона и его двоих сыновей.
Вокруг двора, где выставлены Аполлон Бельведерский и Лаокоон: комната животных (коллекция древнеримских скульптур, изображающих животных, в основном копий эллинистических оригиналов), галерея статуй (ценные римские статуи, в том числе несколько копий с греческих статуй классического периода (5-4 вв. до н.э.), таких как Аполлон, убивающий ящерицу (копия с оригинала работы Праксителя), и Спящая Ариадна (копия 2 в.)), галерея бюстов (в основном бюсты римских императоров), зал масок, зал Муз (статуи муз и поэтов, копии с греческих оригиналов).
Далее переходим к картинам - Ватиканской Пинакотеке. Можно увидеть работы гениальных художников: Джотто, Беато Анжелико, Перуджино, Леонардо да Винчи (св. Иером, фламандские гобелены, созданные по его эскизам и эскизам Рафаэля), Тициана, Караваджио и других. Апофеоз - Станцы Рафаэля.
Ватикан. Рафаэль. Преображение "Ватиканские станцы" - это апартаменты Юлия 2 (1503-13), который не хотел жить в комнатах, в которых обитал его предшественник Александр 6 и которые были расписаны Пинтуриччио. Поэтому он переехал на этаж выше, в крыло, построенное Николаем 5 в 15 в.
Знаменитые художники, такие как Пьетро делла Франческо, Лука Синьорелли и другие художники центральной Италии, уже расписали эти комнаты, но Юлий 2 дал Рафаэлю разрешение полностью изменить облик комнаты, и тот уничтожил все предыдущие работы.
Комната Гелиодора была первой расписанной Рафаэлем между 1512 и 1514 гг. Ее сквозная тема - Бог, помогающий человечеству славить духовную власть церкви. Следующей идет Комната Подписи. Изначально она была библиотекой папы, где подписывались официальные документы - отсюда ее название. Картины представляют аллегорическое изображение Веры ("Диспут о таинстве" ), Разума ("Школа в Афинах"), Красоты ("Парнас") и Справедливости, Поэзии и Теологии (в медальонах).
"Школа в Афинах" - одна из самых знаменитых работ Рафаэля (сканированное изображение можно посмотреть в разделе "Фотографии"). Две фигуры, Платона и Аристотеля, расположены в центре, на фоне, вероятно, символизирующем собор Св. Петра. Платон похож на Леонардо да Винчи; он указывает на небо, напоминая о мире идей. Аристотель, наоборот, протягивает руку, обратив ее ладонью вниз, что указывает на рациональные принципы его философии. Множество философов окружают этих двух мыслителей древнего мира, каждый из них изображает тот или иной персонаж эпохи Рафаэля. Среди них Гераклит (Микеланджело; рентген показал, что эта фигура была добавлена позже), Евклид (Браманте; слева, рисует геометрические фигуры), Диоген, полулежащий на ступеньках, Птолемей и Зороастр, держащие соответственно глобус и небесную сферу в руках. Вторая фигура справа, одетая в зеленую кепку, является автопортретом Рафаэля.
Картины в последней комнате были заказаны Львом 10 Медичи (1513-21) и представляют знаменитые исторические события, которые произошли во время понтификатов пап, носящих имя Лев. Комната называется по основной фреске - "Пожар в Борго", изображающая чудо, которое совершил папа Лев 4 в 847, когда он потушил пожар вокруг Св. Петра, просто появившись на бенедектинской лоджии и совершив крестное знамение.
Ватикан. Дискобол Сквозь окошко можно краем глаза посмотреть на Лоджию Рафаэля. Посетить ее можно только по специальному приглашению. Сооружение было начато Браманте в 1508 г.; после его смерти (1514) Рафаэль закончил работы и также создал фрески на втором уровне. Эти фрески - своеобразный ответ в состязании с Микеланджело: многие темы повторяют образы Сикстинской капеллы.
Группы, как правило, игнорируют Египетский музей, Этнографический музей, Каретный музей, проносятся мимо музея Кьярамонти (создан для коллекции римских бюстов и статуй), музея Braccio Nuovo (римские статуи и римские копии греческих статуй, а также напольные мозаики), Этрусского музея (вазы, бронзовые изделия и другие археологические находки из южной Этрурии, большая коллекция итальянских ваз эпохи эллинизма и некоторые римские произведения искусства), комнаты колесницы (большая мраморная группа, изображающая колесницу, запряженную двумя лошадями, датированная 1 в., а также знаменитый Дискобол, копия с бронзовой греческой статуи Мирона), а такжа апартаментов Борджиа, где выставляется современное религиозное искусство.
Ватикан. Галерея карт Зато много времени группы уделяют гобеленовой галерее и галерее карт. Фламандские гобелены, висящие на стенах, были изготовлены в Брюсселе по эскизам Рафаэля. Первоначально гобелены были повешены в Сикстинской капелле, а затем перенесены в галерею. Галерея карт представляет 40 карт, изображающих земли, принадлежащие католической церкви, и наиболее важные итальянские города. Эти карты были созданы между 1580 и 1585 гг. разными художниками под руководством знаменитого географа Игнацио Санти.
На конец, чтобы окончательно добить обилием шедевров даже самых стойких посетителей, припасена Сикстинская капелла - сооружение уникальное по многим причинам: его расписывали лучшие итальянские художники, в нем избирают нового папу.
Не будем подробно описывать сюжеты и перечислять авторов. Хотя бы один сюжет (почти наверняка Рождение Адама) знаком, пожалуй, каждому взрослому человеку, даже если он совсем не интересуется искусством. К посещению капеллы лучше подготовиться - хотя бы иметь план, где что находится, потому что гид все расскажет о ней заранее и ориентироваться в ней вы будете самостоятельно. Микеланджело Сотворение АдамаПлан с перечнем сюжетов можно скачать у нас (в раздел скачать).
Завершая рассказ о Ватиканских музеях, хочется предупредить. Многие фотографируют из-под полы шедевры музеев - в большинстве случаев получается ерунда, но некоторые фотоаппараты позволяют сделать приличные фотографии. Однако вот случай со знакомыми: их заловили, отвели в полицейское управление, долго читали ругательную лекцию о том, как нехорошо они поступили (бедняги уже перестали надеяться отделаться штрафом и приготовились к тюремному заключению) и наконец все-таки отпустили.
Чтобы ничего не упустить, возьмите с собой карту музеев, потому что людей внутри очень много, указатели не всегда адекватные и решение идти за толпой может привести к тому, что вы не увидите и половины. К тому же маршрут задуман как однонаправленный, а это значит, что назад вернуться будет очень и очень непросто, а иногда и вовсе невозможно.

наверх

Сады Ватикана

Сады ВатиканаСады открыты только для организованных групп туристов. Индивидуалы могут купить билеты на такую экскурсию через Интернет, на сайте Ватикана.
В садах расположены все государственные структуры, в том числе Палаццо правительства, в котором работает губернатор, суд, железнодорожная станция, главное здание ватиканского радио, маленький аэродром для вертолета, Папская академия наук и Sala Nervi, построенное для папских аудиенций между 1966 и 1971. Также в садах расположена Casina Пия 4 (1559-65), построенная Пирро Лигорио, с четырьмя прекрасными павильонами вокруг овальной террасы, декорированной статуями и фонтанами.

наверх

часы работы и стоимость посещения Ватиканских музеев, часы работы собора

Италия главная
На главную

О нас | Новости | Контакты | Карта сайта