Главная   |   Страны   |   Скачать   |   Полезно знать   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты

     Задать вопрос, обсудить   

  Версия для печати


Последнее обновление - 10.02.2009

Флоренция (Firenze)

Флоренция вид на собор

Чтобы посмотреть Флоренцию бегом, нужно хотя бы два дня, из которых один свободный. Часто в турах по Италии предлагают ночевку вне города или длительные экскурсии в Сиену или в Пизу вместо свободного времени в городе. На мой взгляд, во-первых, лучше заплатить чуть больше и ночевать в городе, а во-вторых, на дополнительные экскурсии ехать, только если они не займут целый день и оставят время и силы на сам город. Здесь стоит провести хотя бы один полный день самостоятельно, чтобы не жалеть потом, что во Флоренции были, а город не видели.
В облике Рима сплавились самые разные эпохи, и Древний Рим все время напоминает о себе то развалинами форума, то колоннами, вмонтированными в стену храма. Флоренция - город эпохи Возрождения. Здесь хорошо просто гулять, рассматривая старинные палаццо и не вдаваясь в исторические подробности (об истории города можно почитать здесь), обязательно заглянуть хотя бы в один музей (только лучше не в Уффици, о чем ниже). А еще стоит подумать, пойдете ли вы на обзорную экскурсию. Проводить их имеют право только местные, в моем случае эта местная флорентийка говорила по-русски очень неразборчиво и с ужасным акцентом. Город очень компактен, поэтому конкретный маршрут предлагать не будем. Обозначим только самые интересные здания, церкви и музеи, начиная от вокзала - места, где селят обычно группы.
Если предполагается особенно интенсивное изучение Флоренции с посещением большого количества музеев, пригодится Flrenze Card за 50 евро (33 музея бесплатно плюс транспорт на 72 часа).

Вокруг вокзала

Обелиск у Санта-Мария-НовеллаПервой на пути туриста от вокзала оказывается Санта-Мария-Новелла (St Maria Novella). Здание церкви начали строить в 13 в. на месте молельни 10 в. Внутрь заглядывают нечасто, однако это стоит сделать - посмотреть фрески и витражи. Здесь можно увидеть произведения Гиберти, Брунеллески, Сангаллло, Джамболоньи, фрески Гирландайо и греческих художников 13 в. (слева от главного алтаря).
Перед церковью - площадь с обелисками, стоящими на черепахах. Рядом с церковью древняя аптека доминиканских монахов, производящая и продающая снадобья из трав до сих пор.
Недалеко от вокзала видна большая крепость - крепость да Бассо (Fortezza da Basso). Ее построили в 15 в. для охраны, но служила она тюрьмой. Сейчас в крепости устраиваются выставки, так что для туриста она никакого интереса, как правило, не представляет.
о достопримечательности коротко

наверх

Сан Лоренцо и вокруг него

церковь Сан-ЛоренцоПродолжая идти от вокзала в том же направлении, скоро попадаем к церкви Сан-Лоренцо (San Lorenzo). Церковь Сан Лоренцо - самая старая церковь Флоренции. Ее освятил еще св. Амброзий в 393 г. Конечно, церковь перестраивали (в 11 в, потом Брунеллески в 15 в.), но все равно она производит впечатление очень старой - если только удастся ее разглядеть. Большую часть площади занимает рынок - он заслоняет собой весь вид, не сразу понимаешь, куда попал. Вход в капеллы Медичи как раз со стороны вокзала, а в церковь - с противоположной стороны.
Капеллы Медичи, с моей точки зрения, посетить стоит обязательно. Это фамильный склеп знаменитой семьи, долго правившей Флоренцией. Состоит из двух залов. Второй, Новая Сакристия, создан Микеланджело в 1520 г. Капеллы Медичи. Мадонна МикеланджелоЗдесь две гробницы - Джулиано и Лоренцо Медичи, но главное, конечно, не они, а шедевры Микеланджело: Мадонна, Утро, Вечер, День и Ночь. В самой церкви также немало произведений искусства.
о достопримечательности коротко
Совсем недалеко от собора св. Лоренцо находится самый образцовый дворец эпохи Возрождения, дворец Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi). Образцовый в прямом смысле - с момента создания он стал образцом для многих и многих дворцов этой эпохи, и в любом курсе по истории искусства можно найти ссылку на него. Дворец был создан для Козимо Старшего в середине 15 в. Микелоццо, потом перешел к семье Риккарди и был достроен. Сейчас в нем находится префектура. Однако разглядеть дворец, как собор св. Лоренцо, непросто - он находится на торговой улице, с непрерывным транспортным и людским потоком.
Дальше по улице Кавур (Cavour) попадаем к монастырю Сан-Марко. Здесь жили Фра Беато Анжелико, расписавший кельи фресками, и фанатичный Савонарола (при монастыре есть музей).
На площадь Сан-Марко выходит Академия изящных искусств. В Галерею Академии обычно стоит очередь из желающих посмотреть на оригинал Давида Микеланджело. Кроме Давида, здесь хранятся и другие статуи Микеладжело: незаконченный св. Матфей, Пьета "Палестрина", статуи четырех рабов. Также выставляются живопись тосканской школы 13-14 вв., Перуджино, Филиппо Липпи, Боттичелли.
Площадь Сантиссима АннунциатаЧуть дальше тихая, малопосещаемая площадь Сантиссима Аннунциата, где расположен Воспитательный дом для подкидышей (Spedale degli Innocenti, 15 в.). И дом, и площадь спроектировал Брунеллески. Фонтаны были созданы в 17 в. На втором этаже Воспитательного дома выставляется коллекция фресок. На площади находится Музей археологии (Museo Archeologico) (во дворце Крочетта). Здесь собраны частные коллекции Медичи и других великих герцогов - египетское, этрусское, греческое и римское искусство.
о достопримечательностях коротко

наверх

Санта Мария дель Фиоре (Santa Maria del Fiore)

Отправляемся дальше обратно в центр, к главному собору.
Санта-Мария-дель-Фиоре Санта Мария дель Фиоре (Мария "с цветком") (или Дуомо (Duomo)) - абсолютная доминанта в городе, особенное впечатление производит ее потрясающий купол, когда видишь его в просвет узких улиц или со смотровой площадки и осознаешь его гигантские размеры. Даже собор св. Петра, хотя он и больше, не кажется таким мощным.
Строился собор очень долго. Изначально на этом месте была церковь Санта Репарата. В 1294 г. Арнольфо ди Камбио было поручено построить новый собор. Новый собор строился вокруг старого, который был снесен в 1375 г. Купол был возведен значительно позже - в 1420 г. был устроен конкурс на лучший проект, в котором победил Брунеллески. В 1434 г. постройка купола завершилась и только тогда собор был освящен. Фасад же в стиле флорентийской готики был закончен только в 19 в.
Гигантские размеры купола стали возможны из-за его особой конструкции, придуманной Брунеллески. Купол состоит как бы из двух куполов, двух оболочек. Кирпичи положены так, чтобы каждый следующий ряд обеспечивал равновесие предыдущего. Высота купола - 91 метр, диаметр барабана, на который он опирается - 45 с половиной метров. Вместе с построенным позже фонарем высота купола 107 метров. Изнутри купол расписан Вазари и Дзуккари во второй половине 16 в.
Интерьер собора достаточно строг. В подвальном помещении собора сохранились остатки от церкви Санта Репарата (4-5 вв.), построенной на руинах древнеримского строения, в том числе фрески и надгробные плиты правителей города.
Рядом с собором - колокольня Джотто (Campanile di Giotto). Она была построена в 1334-1359 гг., ее спроектировал и потом руководил работами Джотто. Поскольку она строилась не 6 веков, как собор, и проектировалась одним автором (хотя он и не дожил до ее окончания), то выдержана в одном стиле.
На колокольню и на купол собора можно подняться. Трудно сказать, что интереснее, - купол собора выше, но оттуда не видно сам купол. На купол придется подниматься по 463 ступенькам, пройти рядом с фресками, которыми он расписан изнутри, потом между двух оболочек, составляющих купол. На колокольню ведут 414 ступеней.
БаптистерийПеред собором находится значительно более древнее религиозное сооружение - Баптистерий (Battistero di S. Giovanni), т.е. собор, предназначенный для крещения жителей. Когда Баптистерий строился в 4-5 вв., здесь находились северные ворота города. Современный облик ему был придан в 11-13 вв., в частности была сделана мраморная облицовка. Наиболее знаменитая часть Баптистерия - бронзовые ворота. Южные ворота созданы Андреа Пизано, двое других - Лоренцо Гиберти. Самыми известными стали восточные ворота, созданные в середине 15 в. Микеланджело за их красоту назвал их "Воротами рая". Копия этих ворот была установлена в начале 19 в. на северном входе в Казанский собор Санкт-Петербурга. На барельефах южных ворот изображена жизнь Иоанна Крестителя и Основные добродетели, северных - сцены из Нового Завета, восточных - библейские истории. Сейчас оригиналы ворот находятся в музее собора, а посетители видят копии. Внутри интересны византийские мозаики свода 13-14 вв.
В музее собора можно посмотреть не только оригиналы ворот Баптистерия, но и статуи работы Арнольфо ди Камбио, Донателло, Андреа Пизано, в том числе Пьету Микеланджело.
о достопримечательностях коротко

наверх

От Дуомо до Палаццо Веккио

Флоренция. Новый рынокОт Дуомо по улице Кальцайоли (via dei Calzaioli) пойдешь - Новый рынок найдешь, по улице dello Studio пойдешь - домик Данте найдешь. Дорога через дом Данте и Баржелло интереснее, хотя на Новый рынок, находящийся в лоджии 16 в., зайти тоже стоит. На Новом рынке можно купить сувениры и потрогать отполированный энным количеством туристов нос бронзового кабана - копии с древнеримского оригинала. Впрочем, за лотками кабана можно и не заметить. Мест, где продают сувениры, во Флоренции много, в отличие от Рима, но это, пожалуй, самое дешевое. Купить можно сувениры как традиционные для любой европейской страны - календари, постеры, чашки и открытки, так и местные - примитивные копии Давида и боттичеллевской Афродиты разных размеров, деревянных Пиноккио.
Дом Данте, на котором висит табличка Casa di Dante, таковым вовсе не является, родился поэт в другом здании, хотя и на этой улице.
Леда с лебедем АмманатиПалаццо Барджелло (Palazzo del Bargello) построено в 1255 г. специально для капитано дель пополо (правителя города), потом здесь разместился подеста (глава исполнительной и судебной власти), затем - Совет правосудия. В 1574 г. дворец перешел к капитану полицейской стражи (барджелло), здесь же была тюрьма. Тела казненных вывешивались из окон здания. Тюрьму закрыли в конце 18 в. и открыли музей. Музей очень неплохой: содержит коллекцию скульптур эпохи Возрождения (Микеланджело - Вакх и Мадонна, обучающая чтению Иисуса и Иоанна Крестителя, бюст Брута, Давид (или Аполлон); Джамболонья - Меркурий; Амманнати - Леда с лебедем; Челлини - Козимо 1; скульптуры Донателло (св. Георгий, св. Иоанн, Давид, Амур-Аттис), Сансовино, Луки делла Робиа, Гиберти), коллекции ювелирных изделий, изделий из слоновой кости, майолик, гобеленов и медалей Медичи, а также произведения Дж. делла Робиа, А. делла Робиа, Веррокьо. В Капелле дель Подеста, где находились приговоренные к смерти, сохранились фрески школы Джотто.
Площадь Синьории (piazza della Signoria) появилась после того, как были уничтожены дома проигравших гиббелинов. Здесь немало скульптур и немало туристов, облепивших их. Большая часть не очень интересны. Из интересных: копии Давида Микеланджело перед входом в палаццо Веккьо и Юдифи Донателло. Большого белого безобразного Нептуна работы Амманнати в центре фонтана с не менее безобразными нимфами флорентийцы прозвали Бьянконе и высмеивали за него автора.
Рядом с дворцом открытая лоджия - лоджия Ланци (Loggia dei Lanzi, конец 14 в., поздняя готика), построенная для торжественных собраний. Там выставлены Персей Челлини, Похищение сабинянок Джамболоньи и другие, менее интересные статуи.
Палаццо ВеккиоДворец Синьории (Palazzo della Signoria, 1298-1310), который чаще называют палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), построил главный средневековый архитектор Флоренции Арнольфо ди Камбио. Во дворце заседало правительство того времени, состоявшее из гонфалоньера справедливости и выбиравшихся каждые 2 месяца приоров. На фасаде под арками галереи - гербы коммун города. Приоры собирали народный совет и проводили народные голосования на площади (парламент). Козимо 1, придя к власти, некоторое время жил в этом дворце, а потом переехал во дворец Питти, поэтому дворец Синьории стал называться старым - Веккьо.
Во дворце находится музей, можно посмотреть внутренний дворик Микелоццо с фресками Вазари и фонтаном Верроккьо, Салон пятисот, где заседал Большой народный совет, оригинал Юдифи Донателло и статую Гений, попирающий грубую силу Микеланджело.
о достопримечательностях коротко

наверх

Уффици и Старый мост

Рождение Венеры БоттичеллиЗдание Уффици (Galleria degli Uffizi) было построено Вазари по заказу Козимо 1 для городской администрации в 1580 г.
Галерея Уффици - самый посещаемый музей Флоренции. За час до открытия уже постепенно начинает собираться очередь. К открытию выстраивается очередь из групп. И начинается бесконечный поток людей. Добавим сюда малюсенькие залы, проверку на входе, где отбирают даже бутылки с водой. Результат - масса потерянного времени, раздражение и разочарование. Я многим советовала вместо Уффици пойти в музей Барджелло и/или дворец Питти, но обычно этого совета не слушаются - трудно отказать тетеньке, сопровождающей группу, когда она безмерно удивляется, что вы не хотите идти с группой в этот выдающийся музей, или не пойти туда, если все уже оплачено. Но, вернувшись домой, все соглашаются, что совет был правильным. Если все же очень хочется туда попасть, рекомендую сделать, как я: прийти за 40 минут до открытия (будете в первой десятке) и посмотреть его самостоятельно. С группой вы просто рискуете очень долго прождать в очереди и ничего не разглядеть - маленькие комнаты как раз вмещают в себя одну группу.
Не то чтобы в музее нечего было смотреть, просто удовольствия от просмотра вы не получите. Бесспорные звезды коллекции: Рождение Венеры и Весна Боттичелли и Благовещение, где ангела нарисовал Леонардо. Надо сказать, Боттичелли оказался неожиданно блеклым, репродукции создавали более яркое впечатление.
Также имеются, все понемногу, флорентийские художники, фламандцы, гобелены, античная скульптура.
о достопримечательности коротко
Понте Веккио Понте Веккио (Ponte Veccio) - единственный мост во Флоренции, сохранивший свой первоначальный облик, и один из двух сохранившихся в мире застроенных мостов (второй - Риальто). До него на этом месте было три моста - древнеримский, мост, обрушившийся в 1117 г., и мост, снесенный наводнением 1333 г. Нынешний мост был создан Фиораванте в 1345 г. Здания на мосту относятся к 14 в. Лавочки ювелиров дали мосту второе название - золотой. Над зданиями проходит коридор Вазари (Сorridoio Vasariano), ведущий из Уффици в один из гротов садов Боболи - Козимо 1 таким образом мог посещать своего сына, жившего в палаццо.

наверх

Дворец Питти

Дворец ПиттиДворец Питти (Palazzo Pitti) создан в 1478 г. по проекту Брунеллески для банкира Питти, банкир разорился, а резиденцию позднее купили Медичи - Козимо 1 решил переехать из палаццо Веккио. Медичи дворец расширили и соорудили парк - сады Боболи (Giardini di Boboli). До 19 в. палаццо было резиденцией правителей Тосканы, потом недолго королевской резиденцией.
Во дворце Питти предлагается посмотреть сразу несколько коллекций: Палатинскую галерею с десятком работ Рафаэля, работами Филиппо Липпи, Рубенса, галерею современного искусства, музей серебра, музей карет.
Поскольку в исторической части города зелени совсем немного, отдохнуть в садах Боболи - исключительно приятно. Сады разбиты на склоне холма, и сверху открывается замечательный вид на Дуомо и окрестные холмы. Тенистые красивые аллеи ведут вниз к пруду со статуями и лимонами в кадках. Около дворца (слева от входа в сад) не забудьте посмотреть искусственный грот Буонталенти, где начинается ход к коридору Вазари.
Наверху розовый сад и небольшой музейчик в Кофейном домике с коллекцией фарфора. Будьте осторожны, если вам захочется выйти к крепости Бельведер, расположенной наверху за садами, - это уже выход из садов, захотите вернуться - спросят новый входной билет.
Форт Бельведер (Forte di Belveder) был построен в 16 в. и служил крепостью, где Медичи могли укрыться от неприятеля и где они хранили свою сокровищницу. Сейчас здесь выставляется современная скульптура.
Через форт можно дойти до смотровой площадки с очередной копией Давида Микеланджело, откуда открывается вид на соборы и мосты Флоренции. Добраться туда можно и снизу пешком или на автобусе. Карту автобусных маршрутов можно скачать у нас (подробнее).
о достопримечательностях коротко

наверх

Санта-Кроче

Санта-КрочеПлощадь перед базиликой изначально служила для того, чтобы собирать на ней прихожан, потом здесь устраивались турниры, играли во флорентийский футбол, в который и сейчас играют весной - в июне в исторических костюмах.
Базилика Санта-Кроче (Santa Croce) была создана на месте часовни францисканцев. Создание базилики приписывается Арнольфо ди Камбио (с 1294 г.), освящена церковь была только в середине 15 в. Фасад и колокольня относятся к 19 в. С правой стороны базилики - монастырь. В базилике знатные семьи устроили себе капеллы, многие расписывали Чимабуэ и Джотто, но за время существования храма большую часть росписей замазали. В теологической школе при соборе учился Данте. Здесь находится и надгробный памятник Данте, хотя похоронен он не здесь, а в Равенне, памятников удостоились и многие другие знаменитости: Микеланджело, Галилео Галилей, Витторио Aлфьери, Никколо Макиавелли, Леонардо Бруни и Джоаккино Россини.
о достопримечательности коротко

наверх

Дополнительно

Гуляя по Флоренции, если вдруг окажется свободное время, можно посетить еще музей старинного флорентийского дома или музей Хорна, а проходя мимо, посмотреть на палаццо Строцци (15-16 вв.), палаццо Кастеллани (11 в.) и музей истории науки в нем ( коротко о других музеях).
А если есть время еще и на экскурсии за город, то недалеко находятся Пиза (подробнее), Сиена, Ареццо, Лукка, а самый близкий городок - Фьезоле.
До Фьезоле можно доехать на автобусе № 7 от вокзала или площади Сан-Марко. Первыми обосновались здесь этруски (10 в. до н.э.), потом были римляне. От первых остались стены, от вторых термы (3 в. до н.э.), развалины храма и театр (1 в. н.э.). Средние века дали городу кафедральный собор Сан-Ромоло (San Romolo) 11 века, крепость, францисканский монастырь. С 12 в. Фьезоле подчинился Флоренции, богатые люди стали строить здесь виллы. Посетить можно археологический музей (включает этрусские и римские развалины), кафедральный собор, аббатство Badia Fiesolana (построен около 1000 г., интерьеры переделаны в 15 в.), доминиканский монастырь 15 в., где жил Фра Беато Анжелико до того, как переехать во Флоренцию, францисканский монастырь (1210 г.). Кроме того, стоит посмотреть остатки этрусских и римских стен (Via delle Mura Etrusche, Via A. Mari), зайти в городской парк, откуда открывается вид на Флоренцию.
о достопримечательностях коротко

наверх

карты / фото / фото из книг

Италия главная
На главную

О нас | Новости | Контакты | Карта сайта