Париж. Глава 1

Рассказать о Париже не так-то просто. Можно идти по округам, вести повествование от наиболее древних зданий к современным, сгруппировать достопримечательности по тематике – и все равно не объять необъятное.

Постараемся рассказать о самом главном так, чтобы можно было составить представление о городе за несколько прогулок. Париж – город довольно компактный, но не такой уж и маленький для пеших походов. Прогулками от одной достопримечательности до другой части можно пожертвовать, воспользовавшись подземным или наземным транспортом, тем более что с архитектурной точки зрения большая часть улиц неинтересна – это ряды стандартных османовских домов, что особенно хорошо видно сверху.

Пунктиром на картах обозначены части маршрутов, которыми можно и пожертвовать.

На этой странице – левый берег, от Эйфелевой башни до Пантеона, Латинский квартал, остров Сите и Лувр (синий и светло-зеленый маршруты)

Маршрут 1: Эйфелева башня – Ботанический сад
Маршрут 2: Латинский квартал и остров Сите
Продолжение в части 2

Общая карта маршрутов

Ориентировка для тех, кто собирается в Париж в первый раз

1. Обязательно-минимальная программа:
[будем надеяться, что траурные скобки можно будет убрать через пяток лет – Собор Парижской Богоматери],
Сент-Шапель,
Лувр,
Эйфелева башня,
Монмартр,
Версаль (можно пожертвовать, особенно если вы были в Петергофе и других аналогичных местах)

2. Для тех, кому нравятся импрессионисты и искусство 20 в.:
Музей Орсе,
Музей Родена,
Оранжерея,
Музей Мармоттан-Моне.

3. Для любителей истории:
Музей Отель Клюни,
Пантеон,
Дом инвалидов и многочисленные церкви

4. Для любителей садов, парков и животных:
Живерни (не в самом Париже),
Люксембургский сад,
сад Багатель (июнь),
зоопарк в Венсенском лесу,
Аквариум Трокадеро

5. Это интересно:
смотровые площадки Дефанс – особенно если вы не видели небоскребы,
Аквабульвар – особенно если вы не бывали в аквапарках и с детьми
также для детей: детские развлекательные парки (не в самом Париже), Сад акклиматизации в Булонском лесу, Эксплора


Прогулка 1. Эйфелева башня – Ботанический сад

Время:
7-10 мин ходьбы от станции метро Ecole Militaire (1), 5 мин – RER Champ de Mars – Tour Eiffel (2), 15 мин Trocadero
очередь у Эйфелевой башни – не менее 1.30 – 2 ч в высокий сезон + посещение 1 ч
Эйфелева башня (3) – Дом инвалидов (5) 30 (коротким путем) – 40 мин (по берегу).

Можно сократить: RER Cham de Mars – Invalides – (или сразу Musee d’Orsay, если музей Родена или Дом инвалидов вас не интересуют)

посещение музея Родена – 1 ч – 1.30 (+ очередь, если у вас нет музейной карты)
Музей Родена (6)- Сен-Жермен (8) 30-40 мин коротким путем, 1 ч – длинным
посещение музея Орсе – 2 ч + очередь (если нет карты) около 1 ч в высокий сезон
Сен-Жермен – Люксембургский сад (10) 20 мин
Люксембургский сад – Ботанический сад (14) 40-50 мин

Эйфелева башня (Tour Eiffel)

Эйфелева башня (3) была построена в 1887-1889 годах к Всемирной выставке 1889 года. Она должна была символизировать достижения французской промышленности. То есть изначально была настолько же полезна, что и статуя Свободы в Америке.

Эйфелеву башню деятели культуры Франции не любили уже до ее создания. Выступали за то, чтобы ее снесли после выставки. Часто повторяют курьезную историю, как один из активных противников башни Ги де Мопассан однажды был замечен в ее ресторане. На вопрос, что же он там делает, писатель ответил, что это единственное место, откуда башня не видна.

Чтобы спасти свое создание, Эйфель взял башню на 20 лет в аренду у города. А после на ней установили радиопередатчики и в 1957 году телевизионную антенну.

Конечно, творческой интеллигенции 19 – начала 20 века башня должна была казаться на редкость вызывающей. Ведь ничего подобного в то время еще не существовало. А сейчас стоит посмотреть на башню Монпарнас, чья уродливая черная физиономия видна чуть ли не изо всех районов города, чтобы оценить красоту, изящество и совершенство ажурных арок творения Гюстава Эйфеля.

Посмотреть на башню вблизи, конечно, стоит. А вот стоит ли подниматься наверх – нужно еще подумать. Очереди бесконечны, а посмотреть на Париж можно еще с Триумфальной арки, Сакре-Кер и все той же башни Монпарнас. Не забудьте, что наверху может быть холодно – сильный ветер.

Перед башней – Марсово поле, бывший плац Военной школы, здание которой (середина 18 в.), собственно, и расположено в конце поля. Сейчас поле служит огромной площадкой для туристических пикников.

Дом Инвалидов (Hotel des Invalides) и музей Родена

До Дома инвалидов (4) от Эйфелевой башни около 20-30 минут пешком (в зависимости от того, идти напрямки или вдоль реки). Если идти вдоль реки, то дойти нужно будет до Моста Александра 3 (7). В 1900 г. этот помпезно украшенный мост был построен в память о заключении Александром 3 франко-русского союза.

Дом инвалидов – комплекс зданий, включающий в себя церковь Saint-Louis des Invalides с гробницей Наполеона 1, Музей армии, Музей генерала де Голля и Второй мировой войны. Он был построен для инвалидов, не способных прокормить себя, в 1671 г.

В музее армии – рыцарские доспехи, оружейная коллекция, средневековые мечи, коллекции японского оружия 17 в. и китайского оружия 18 в.

Рядом расположен музей Родена (6). Людям, не равнодушным к скульптуре, обязательно стоит туда сходить.

От музея Родена возвращаемся к реке (при желании) по rue de Bourgogne, чтобы посмотреть на Парламент – Бурбонский дворец (Palais Bourbon) (7). Здание было построено для Луизы Бурбонской, дочери Людовика 14 и маркизы Монтеспан, в первой половине 18 в. Потом оно перешло в собственность принца Конде. Во время революции здание конфисковали. С тех пор там располагаются различные государственные учреждения, на данный момент – Парламент Франции.

Церковь Сен-Жермен-де-Пре (Eglise Saint-Germain des Pres)

От музея Родена до церкви Сен-Жермен-де-Пре (9) 20-40 минут в зависимости от того, как идти – напрямик или через Бурбонский дворец. А можно, кроме того, сделать небольшой крюк и завернуть к музею Орсе (8).

Сен-Жермен-де-Пре – одна из самых старых церквей в Париже. По легенде, церковь была построена в 542 г. по приказу короля Хильдеберта 1 для того, чтобы хранить в ней сокровища из Сарагоссы: плащ св. Винсента, золотой крест из Толедо и драгоценности. Короли династии Меровингов избрали церковь своей усыпальницей. В 11 в. здание было разрушено и на его фундаменте была построена церковь в романском стиле. От нее сохранилась почти полностью колокольня.

Музей Орсе

Музей Орсе – собрание произведений искусства второй половины 19 – начала 20 века, в том числе Моне, Сезанна, Ренуара, Родена и др. Располагается оно в бывшем здании Орлеанского вокзала, построенного к Всемирной выставке.

Не самое удобное расположение залов затрудняет осмотр. Если вы хотите осматривать картины в хронологическом порядке, то нужно сначала посмотреть нулевой уровень, потом подняться на 5-й этаж, а уже потом осматривать промежуточные уровни. С осмотром шедевров сложнее – на плане они не указаны, придется ориентироваться на известные имена. Не забудьте выйти на открытую террасу и посмотреть на Сену.

Церковь Сен-Сюльпис (Eglise Saint-Sulpice)

Название этой церкви (10) на слуху у поклонников небезызвестного Дэна Брауна. Грааля вы там не найдете. А за попытки его поискать вас, скорее всего, вежливо проводят до двери. Но линия Розы, то есть парижский нулевой меридиан до 1884 г., там отмечена гномоном (на фото). Первая церковь на этом месте была построена в 1211 г. Современное здание – в 1745 г.

Люксембургский сад и дворец (Jardin de Luxembourg)

Следующая остановка – Люксембургский сад (11) (от Сен-Жермен-де-Пре минут 10-15).

Люксембургский сад – довольно симпатичное место. В выходные здесь одни парижане активно стараются вести здоровый образ жизни. Толпы народа бегают по кругу, небольшие группки занимаются китайской дыхательной гимнастикой или разными видами борьбы, играют в теннис и т.п. Другие старательно отдыхают на стульчиках вокруг пруда. Третьи катают детей на пони или запускают в пруд модели яхт, которые здесь же можно взять напрокат.

Периодически появляющиеся группы туристов смотрятся среди этой семейно-спортивной французской идиллии как нечто совершенно инородное, как если бы толпа экскурсантов забрела вдруг на ваш дачный участок. В любое время Люксембургский сад – отличное место для того, чтобы дать отдых вашим уставшим ногам. Пока они не устроили забастовку в самом неподходящем месте.

Люксембургский дворец

Красивое здание перед прудом – Люксембургский дворец. Люди в военной форме, ненавязчиво стоящие по периметру, здесь неспроста – в здании заседает Сенат.

Дворец был построен в стиле итальянского Ренессанса, для Марии Медичи, скучавшей по родной Флоренции. Во время революции королевскую семью, естественно, из дворца изгнали и сделали из него тюрьму. При Наполеоне здесь стал заседать сенат.
Не забудьте также посмотреть на фонтан Медичи – справа от дворца, если стоять к нему лицом.

От Люксембургского сада до Ботанического сада

Пантеон

Выйдя из Люксембургского сада, мы попадаем в верхнюю часть Латинского квартала. Улица Soufflot ведет прямо к Пантеону (12).

Изначально Пантеон был храмом, посвященным св. Женевьеве в благодарность за избавление Людовика 15 от болезни (1755-1790 гг.). Храмом св. Женевьевы он пробыл недолго – во время Французской революции в 1791 г. его превратили в храм Отечества и место захоронения героев революции. С этого периода здание стали называть Пантеоном.

С 1806 г. по 1830 г. оно снова превратилось в церковь св. Женевьевы, с 1830 г. по 1853 г. – Пантеон, с 1853 г. по 1885 г. – церковь. Наконец, в 1885 г. (когда здесь был захоронен В. Гюго) было решено окончательно сделать из церкви усыпальницу национальных героев Франции.

На фронтоне здания, который менялся так же часто, как и его назначение, написаны слова “Великим людям – благодарная Отчизна”.

В 1851 г. здесь проводил опыты со своим маятником Фуко. Под куполом Пантеона он подвесил металлический шар массой 28 кг с закрепленным на нем острием на стальной проволоке длиной 67 м. Крепление маятника позволяло шару свободно колебаться во всех направлениях. Под точкой крепления было сделано круговое ограждение диаметром 6 метров. По краю ограждения была насыпана песчаная дорожка таким образом, чтобы маятник в своем движении мог при ее пересечении прочерчивать на песке отметки. Таким образом наглядно было доказано суточное вращение Земли. Сейчас здесь находится действующая копия маятника.

В Пантеоне находится 71 захоронение, в том числе Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Дюма, Золя, четы Кюри и др.

Рядом – церковь Сен-Этьен (Eglise St. Etienne du Mont). Церковь была построена в конце 15 – начале 17 в. и соединяет черты и готики, и эпохи Возрождения, и барокко. Здесь хранятся обломки от каменного саркофага, в котором находились мощи св. Женевьевы. Саркофаг был разрушен, а мощи были сожжены и выброшены в Сену во время Французской революции. Кроме того, в церкви похоронены Б. Паскаль и Расин.

Вокруг Пантеона и по дороге к нему полно узких улочек, где можно найти забегаловки на любой вкус и кошелек. Особенно популярна восточная кухня, чаще всего встречаются ливанские забегаловки. Одно из самых симпатичных мест – крошечная площадь Контэсткарп (13), в центре которой небольшой фонтан, окруженный деревьями.

Ботанический сад

От площади по rue Lecepede можно выйти прямо ко входу в Ботанический сад (15). Ботанический сад ведет свою историю с 1626 г. – первым здесь был создан сад лекарственных растений. Долгие годы с 1739 г. интендантом сада был Бюффон, значительно расширивший территорию и коллекции сада.

Кроме самого сада (достойный и бесплатный), здесь можно посетить несколько естественно-научных музеев, Оранжерею. Палеонтологический музей содержит множество скелетов, но предназначен скорее для увлекающихся взрослых (ребенку было не интересно, в отличие от франкфуртского музея). Оранжерея – совершенно жалкая, при этом очень дорогая. Посещения однозначно не стоит.

От rue Lecepede любители старинных развалин могут сделать небольшой крюк на rue Monge – посмотреть арены Лютеции (14) (Arenes de Lutece). Это развалины римского цирка 1-2 вв. Здесь проходили соревнования и театральные представления. В 3 в. амфитеатр разрушили. А камень, как это было сделано и в Риме, пустили на строительство. Остатки амфитеатра были случайно обнаружены в 1869 г.

Если Ботанический сад вас не интересует, от Пантеона можно сразу спуститься в Латинский квартал.

Прогулка 2. Латинский квартал и остров Сите

Время:

на то, чтобы побродить по узким и забитым людьми улочкам Латинского квартала, у вас может уйти минут 30 – 1 ч + (по желанию) посещение музея Клюни
очередь в Сен-Шапель 30 мин – 1 час + посещение 30-40 мин
Консьержери (9) – Лувр (12) 30 мин
посещение Лувра 2 часа + …

Латинский квартал

Узкие улочки вокруг Буль-Миша (бульвара Сен-Мишель), проходящего через Латинский квартал к Люксембургскому саду, обычно переполнены туристами. Это одно из немногих мест в Париже, еще сохраняющее средневековый облик. Здесь можно просто побродить, не следуя какому-то определенному маршруту. Обозначим только некоторые достопримечательности.

Площадь Сен-Мишель (1) особенно переполнена машинами и народом. На фасаде одного из домов – барочный фонтан 19 в., посвященный архангелу Михаилу.

Параллельно Сене в сторону собора Нотр-Дам – улица Юшет (rue de la Huchette, 13 в.), чуть дальше самая узкая улица Парижа (1 м 80 см, 1540 г.) – rue Chat-qui-Peche (улица Кота-рыболова). Улица была названа по таверне, а таверна – в честь кота, приносившего хозяевам рыбу из Сены.

Поднимаемся выше по rue St Jacques – здесь находится церковь Сен-Северен (eglise Saint-Severin) (2). Изначально здесь была часовня, построенная во времена Меровингов, потом ее разрушили. Стоящая сейчас на этом месте церковь была построена в 11 в. и неоднократно перестраивалась до 16 в. Внутри можно посмотреть раннеготические своды галереи и витражи.

Отель Клюни

Чуть в сторону от rue St Jacques – музей Средних веков – Отель Клюни (3). Само здание Отеля Клюни было выстроено в конце 15 в. для приезжавших в Париж монахов-бенедиктинцев из Клюни.

Музей Средних веков объединяет Термы Клюни (конец 1 в., единственный сохранившийся в Париже памятник галло-романской эпохи) и Отель Клюни (15 в., фламандская готика).

Кроме самих Терм (точнее, сохранившейся “холодной” комнаты, фригидариума), можно посмотреть коллекцию предметов средневекового искусства (ценные и очень красивые шпалеры “Дама с единорогом”, барельефы, скульптуры, витражи, алтари, кованные изделия).

Чтобы ничего не упустить, не забудьте на кассе взять путеводитель. Также обязательно нужно зайти в средневековый сад. Сад высажен в 2000 г. в соответствии с тем, как это было принято в 12-14 вв.

Сорбонна

Еще выше по той же улице расположены здания Сорбонны (4). Учебные заведения возникли в Латинском квартале в конце 12 в. В 1200 г. они получили независимость от парижского прево. Здания Сорбонны были заложены в 1253 г. Но были перестроены сначала в 17 в., потом в конце 19 в. В церкви Сорбонны (17 в.) похоронен кардинал Ришелье.

Напротив Сорбонны – Колледж де Франс (College de France), построенный по воле Франциска 1 в 16 в. для того, чтобы объединить ученых, противостоящих Сорбонне, и Лицей ле Гран (Lycee Louis le Grand), который также был основан Франциском 1 и который закончили в свое время Мольер, Вольтер, Бодлер, Гюго, Делакруа.

Спустившись снова вниз по улице, посмотрим еще одну церковь – Saint Julien le Pauvre (5). Здание церкви было построено в 12 в. на месте часовни 6 в. До 16 в. церковь была приходской церковью Сорбонны. Рядом с церковью – сквер, в котором растет самое старое дерево Парижа (1601 г.).

Остров Сите

От сквера по мосту Двойного денье (Pont au Double) переходим на остров Сите, к собору Нотр-Дам. Мост был так назван потому, что по нему попадали в больницу Отель Дье. На нем даже располагались больничные корпуса. И с больных брали плату за вход в больницу и за выход из нее.

Именно на острове Сите возникло поселение паризиев, превратившееся со временем в город. Потом долгое время здесь существовало римское поселение римлян, называвшееся Лютецией. На острове жители спасались от захватчиков.
Конечно, сейчас на острове нет ни императорского дворца и храмов римлян, ни дворцов Меровингов. Во второй половине 19 в. Осман решительной рукой снес все старинные постройки, заменив их большими площадями, широкими улицами и огромными правительственными учреждениями. Но сохранились Собор Парижской Богоматери, Консьержери и Сен-Шапель и Дворец правосудия.

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)

Дальнейшие строки – почти реквием по чудесному зданию.

Прославленный Гюго собор Парижской Богоматери (6) – самое сердце Парижа. Именно публикация романа в 1831 г. заставила городские власти обратить внимание на обветшавший и разоренный во время революции собор и заняться его реставрацией.

До собора на этом месте сначала был алтарь римского храма, потом христианские храмы, которые периодически перестраивались и разрушались, поскольку местность была болотистой. Строительство собора началось в 1163 году и завершено в 1330 году. В стиле собора соединились романский стиль (фасад) и готика.

Во время революции храм, как большинство других храмов, был осквернен. Более того, его чуть было не разрушили. После этого собор долгое время был в плачевном состоянии, хотя в 1804 г. здесь прошла коронация Наполеона. Стены были задрапированы, чтобы не было видно разрушений. Работы по восстановлению проводил архитектор Виолле ле Дюк, который, кроме всего прочего, украсил верхнюю галерею статуями химер и восстановил разрушенный шпиль.

Будем надеяться, что храм восстановится, как восстановился он после революции.

Дворец правосудия, Консьержери, Сен-Шапель

Справа от собора (если стоять к нему спиной) расположен Отель-Дье (7) (Hotel Dieu) – больница для неимущих, основанная в 12 в. До больницы на этом месте с 656 г. был сиротский приют. Старые здания были снесены в 19 в. и на их месте выстроены новые.

На противоположной собору стороне площади – огромное здание префектуры полиции, занимающее целый квартал. Миновав его, выходим на Дворцовый бульвар (Boulevard du Palais). Вдоль бульвара протянулось здание Дворца правосудия (Palais de Justice), также занимающее целый квартал. В нем – Конституционный суд Франции, суды высших инстанций Парижа, полицейское управление.

Сент-Шапель и Консьержери

Если вы здесь будете летним днем, то, вероятнее всего, обнаружите тянущуюся вдоль Дворца правосудия очередь на вход в Сент-Шапель (8) (Sainte-Chapelle).

Святая Часовня была выстроена в 1246-1248 гг. (архитектор, предположительно, Пьер де Монтрей) по приказу Людовика 9 Святого для хранения христианских реликвий – тернового венца Христа и частицы креста. Они были куплены Людовиком у византийского императора Бодуэна 2.

Нижняя часть часовни предназначалась для слуг, дворцовой гвардии, придворных. Верхняя находилась на одном уровне с королевскими покоями и предназначалась для королевской семьи и высших сановников. Там же в раке хранились реликвии, которые на Страстную пятницу выставлялись на обозрение народа.

После постройки капелла не перестраивалась, а только реставрировалась, поэтому сохраняла свой средневековый готический облик. Но во время Великой французской революции ее осквернили, Великую раку, в которой хранились святыни, переплавили, а в церкви устроили склад. В 1840 г. началась реставрация, которая длится по сегодняшний день.

Особенно ценна часовня своими витражами 13 в. (с 13 в. сохранились две трети витражей) на сюжеты из Ветхого Завета, Страсти и Воскресение Христово, житие Богородицы, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова. Читать их нужно слева направо и снизу вверх. Шпиль над капеллой (кедр, высота 33 м) изготовлен в 19 в., но является точной копией шпиля 15 в.

Музейная карта дает бесплатный вход в капеллу, но никакого преимущества в смысле пройти без очереди. Потому что капелла небольшая и вместить сразу всех желающих посмотреть на витражи не может. Кроме того, она находится на территории Дворца юстиции и на входе вещи проверяют особенно строго. Поэтому приходить лучше к открытию, с утра очередь поменьше.

Консьержери

С другой стороны – вход в Консьержери (Conciergerie).

Во времена римской империи на острове Сите находилась резиденция легатов. Позднее на этом месте Филипп 2 построил королевский замок. В 13 в. замок был перестроен в той части, которая называется Консьержери. Свое название Консьержери получила от слова “консьерж” – королевского сановника. В 14 в. в здании расположились парижский парламент (высшая судебная инстанция), счетная палата, тюрьма. За порядком во всем этом хозяйстве и надзирал консьерж, который обязан был жить в здании.

Если спускаться по течению реки, то сначала идет Часовая башня (9). На ней самые старые во Франции часы – 1370 г. Механизм, который стоит в них в настоящее время, относится к 1585 г. Далее башня Цезаря и Серебряная башня (с королевской казной), башня Бонбек (Болтунья), в которой пытали заключенных.

Внутри можно увидеть сохранившиеся с 14 в. зал стражи (приемная перед большим залом, где принимал король), зал гвардии (столовая для стражников). В тюрьме Консьержери во время Французской революции провели свои последние часы почти 3 тысячи заключенных, в том числе Мария Антуанетта и Робеспьер.

От Консьержери по набережной можно дойти до стрелки острова, по старейшему парижскому мосту Pont Neuf (10) (Новый мост, 1607 г. Этот мост был первым, на котором было запрещено строить дома, поэтому он был назван Новым. Потом перейти на правый берег к магазину Самаритэн (Samaritaine, стиль ар-нуво, есть смотровая площадка) и дойти до Лувра.

Напротив восточного фасада Лувра – церковь Сен-Жермен-ле-Оксерруа (St Germain le Auxerrois) (11). С 14 в. собор был королевской капеллой. Именно его колокола возвестили о начале Варфоломеевской ночи в 1572 г.

Храм неоднократно перестраивался: колокольня относится к 12 в., алтарная часть – к 13 в., портал – 15 в., сохранились витражи и скульптуры 15 в.

А можно от Консьержери перейти на левый берег, пройти мимо Института Франции (французской академии наук) и перейти к Лувру (12) по мосту Искусств (1804 г.).

Лувр

История

Думается, что Лувр в представлении не нуждается. Королевский дворец начиная с 12 в., он в 20 в. превратился в один из крупнейших музеев мира, объединив в себе коллекции произведений искусства Древнего Египта, Ближнего Востока, Древней Греции и Рима, Средневековья, Нового времени, интерьеры Наполеона 3, остатки стен средневекового замка и коллекцию королевских драгоценностей.

Крепость на месте Лувра была построена по распоряжению Филиппа 2 в конце 12 в. и названа Лувром. На староанглийском leovar значит “крепость”. Королевской резиденцией крепость стала в 14 в. при Карле 5, но потом надолго была оставлена из-за Столетней войны и переноса королевской резиденции на берега Луары.

Лувр возрождается при Франциске 1 в середине 16 в. Старая крепость была разрушена, а на ее основании построен дворец в стиле эпохи Возрождения. С Франциска 1 начинает свое существование коллекция произведений искусства.

И в 20 в. архитектурный облик Лувра продолжил меняться, уже современными архитекторами. Была построена знаменитая стеклянная пирамида, которая вызвала бессчисленные споры, но к которой все уже теперь привыкли. Вторая пирамида обращена вниз, в зал у подземного входа в музей. Сюда можно выйти от парковки, из метро, с rue Rivoli.

Входы в музей

Разумеется, в крупные музеи стоят не менее крупные очереди. Наименее правильное решение – это решение наиболее очевидное: вставать в хвост очереди, которая тянется к стеклянной пирамиде перед Лувром. Эта очередь создается не из-за проблем с покупкой билетов, а из-за осмотра вещей. В сами кассы народу не так много, кроме того, есть автоматы по продаже билетов.

Заходить лучше через галерею Карузель, под второй, опрокинутой вниз стеклянной пирамидой. Там народу поменьше, тем более что не придется стоять на улице. Этот вход замаскирован под подземные переходы в начале парка Тюильри. Владельцев музейной карты при входе через галерею Карузель пускают без очереди. К этому входу можно подойти и из станции метро Лувр, и через вход с улицы Риволи.

Еще один менее посещаемый вход, где также пропускают с музейной картой, – Porte des Lions, с набережной Сены. Если Лувр у вас первый в списке, а карты у вас нет и вы хотите ее приобрести, сделать это можно в информационном центре в зале под опрокинутой стеклянной пирамидой. Только не забудьте, что работает он с 10, а музей начинает работать раньше.

План входов в Лувр

Осмотреть музей такого уровня за один раз, разумеется, невозможно (общая протяженность коридоров – 17 км). Кроме того, планировка музея, конечно, не настолько неудобная, как в Эрмитаже, но тоже доставляет много лишних мук истерзанным ногам путешественников. Мы в этот раз умудрились заблудиться и определяли направление по компасу, потому что сил искать план, номер зала, возвращаться назад до известного места и предпринимать другие подобные сложнейшие действия уже не было.

А еще имейте в виду, что не все залы работают все время. Как объясняется на сайте музея, из-за нехватки сотрудников они вынуждены закрывать некоторые залы. Расписание работы залов можно скачать с сайта www.louvre.fr. Если есть музейная карта, удобнее посвятить Лувру несколько дней: заходить на час – полтора и осматривать какой-нибудь один отдел.

Впрочем, многие туристы и не ставят перед собой задачу осмотреть музей, а интересуются только шедеврами. Шедевры в виде картинок обозначены на плане музея.

Другие темы по Парижу:
Часть 2
Часть 3
Часть 4
История в датах
Версаль
Шантийи
Живерни

Вы предпочитаете смотреть сайты без рекламы и куки? Это прекрасно, но означает, что я работаю для вас за свой счет.
Быть может, вы хотите поддержать мои труды с помощью Пейпал.
Или изменить свои настройки куки на согласие.

Я не использую индивидуализированную рекламу и не собираю чувствительную информацию.

Оставьте комментарий