Главная   |   Страны   |   Скачать   |   Полезно знать   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты

    Задать вопрос, обсудить   

Последнее обновление - 23.04.2012

Амстердам (Amsterdam). Часть 1

Автор:      Лена М.




Рассказ о Голландии полностью и другие рассказы автора вы можете прочитать здесь:

http://talusha.3bb.ru/viewtopic.php?id=4222

Фактические данные взяты из путеводителей "Афиша", "Вокруг света" и других источников


Старая сторона (Oude Zijde)

Показывать Амстердам я решила по районам. Начну с Центрального вокзала (1). Он построен на берегу реки Эй (Ij), к ней он стоит спиной, фасад выходит на площадь, от которой начинается всегда оживленная улица Дамрак.
Центральный вокзал. Амстердам Центральный вокзал. Амстердам
Вокзал, нарядное здание в стиле неоренессанса, было возведено Петрусом Кауперсом на трех искусственных островах, и на сооружение его фундамента пошло 8687 свай. За строительством следил весь город, и на торжественном открытии в 1889 г. побывало больше 14 тысяч человек. При нас вокзал был на явно длительном ремонте. Обратите внимание: справа обычные часы, а слева часы, которые показывают направление ветра. Фасад украшен башнями. На фронтоне вокзала герб Нидерландов, он же личный герб королевской династии. В центре под ним, среди маленьких гербов, красный щит с тремя белыми крестами – это герб Амстердама, о нем расскажу позже. Кстати, в самом конце 19 в. Центральный вокзал произвел такое сильное впечатление на официальную делегацию из Японии, что в 1900 г. они решили построить в своей столице его точную копию.
На привокзальной площади расположилась огромная парковка для... велосипедов, это главный вид транспорта в Голландии. Здесь же главная католическая церковь города – она посвящена Св. Николаю (2, Sint Nicolaaskerk, 1887 г.).
Центральный вокзал. Амстердам Центральный вокзал. Амстердам
Собор св. Николая

Улица Дамрак (Damrak, 3) ведет от вокзала к площади Дам, главной площади города. Когда-то Дамрак был каналом, по которому корабли доходили до площади Дам. В 1672 г. его почти весь засыпали, а часть ближе к вокзалу оставили. И с одной стороны этого канала – сплошная стена домиков, живописно обрывающихся прямо в воду (это задние фасады ресторанов, клубов и баров, выходящих на параллельную улицу Вармусстрат. Полюбуемся панорамой этих домиков.
Дамрак Дамрак
Дома города приятно украшают разные домовые знаки, гербы, вывески и т.п.
От канала на Дамрак пройдем на вышеупомянутую улицу Вармусстрат (Warmoesstraat, 4). Это главная улица квартала "Красных фонарей". Проститутки обосновались здесь еще в 14 в. - близость к порту обеспечивала их клиентами. В наше время проститутки арендуют маленькие комнатки-витрины, если у проститутки есть клиент, витрина завешивается плотной занавеской. Секс-работницы – полноправные члены общества, исправно платят налоги, имеют свой профсоюз, проходят медосмотры. Последнее время власти города поубирали девушек с той же Вармусстрат, оставив их вокруг Старой церкви и в нескольких узеньких переулках, отходящих от нее, видели мы и буквально пару салонов на набережной каналов с труднопроизносимыми названиями Аудезейдс-Ворбюргвал и Аудезейдс Ахтербюргвал. Бывшие помещения девушек отдают под художественные салоны, магазинчики. Прогулялись и мы по этому району. С моста возле Старой церкви открывается прекрасный вид на канал с куполом церкви св. Николая. Велосипеды привязывают везде, где только возможно. Это неотъемлемая часть пейзажа.
Дамрак
Прямо в сердце квартала находится древнейшая церковь Амстердама - Ауде-Керк (Oude Kerk, Старая церковь, 5). Еще в 13 в. рыбаки построили на этом месте маленькую деревянную церковку, посвященную святому Николаю - покровителю детей, матросов, торговцев, воров и города Амстердама. Готическая постройка, которую мы видим сегодня, относится к 14 в., но за несколько веков ее неоднократно достраивали и расширяли. Ауде-Керк ни разу не горела, хотя квартал пережил три страшных пожара. На колокольне, которая в 1565 г., как и многие другие башни города, была надстроена Хендриком де Кейсером, висит самый старый в Амстердаме колокол, отлитый в 1450 г. В Ауде-Керк похоронена первая жена Рембрандта Саския ван Ауленбурх, умершая в 1642 г. Всего в церкви 2500 могил (и около 10 тысяч захороненных - руководители Ост- и Вест-Индской компаний, морские герои, прочие важные люди). По воскресеньям здесь идут службы голландской реформаторской церкви. В остальное время устраиваются концерты камерной и органной музыки, а также выставки World Press Photo. Мы как раз попали на период этой выставки, в церковь стояла большая очередь, и мы во внутрь не пошли. О достопримечательности коротко
Обходим церковь вокруг, попутно посматривая на жриц любви, чьи кабинки находятся по периметру площади.
Ауде-Керк Ауде-Керк Ауде-Керк
Из квартала Красных фонарей отправимся на улицу Зедейк (Zeedijk, 6), ведущую к кварталу Ньивмаркт. Примерно на середине улицы начинается Чайна-таун - маленький китайский квартал. Первые китайцы работали кочегарами на больших пассажирских кораблях. Позже многие из них стали безработными - открылись китайские рестораны и магазины. Маленький буддийский храм был построен в 2000 г.
В 1970-е годы весь бизнес в амстердамском Чайна-тауне контролировала Китайская триада - мафиозная группировка, с которой голландское правительство почти десять лет вело изнурительную войну: тогда под китайской "крышей" на каждом углу Зедейк торговали героином. В результате антигероиновой кампании в 1978 г. была разработана программа по разделению "легких" и "тяжелых" наркотиков - между абсолютно криминальным миром китайских дилеров и богемными любителями сигареток с марихуаной провели жесткую границу. Идея себя оправдала: сегодня в Голландии число "тяжелых" наркоманов крайне невелико; большинство граждан удовлетворяется посещением кофешопов или небольшим урожаем с собственного огорода или подоконника.
Чайна-таун
Улица Зедейк выводит на площадь Ньивмаркт (Новая рыночная площадь, Nieuwmarkt, 7). В северной ее части у канала стоит памятник обнимающейся парочки. Это намек на близость квартала красных фонарей. В самом центре площади - здание весовой (De Waag), бывшие ворота Синт-Антониспорт (St. Antoniespoort, 1488 г., единственные ворота, оставшиеся от Средневековья, восточный выход из города). С 1615 г. их использовали как Палату мер и весов - помещение для взвешивания различных товаров вроде зерна, специй, какао, а также корабельных якорей и артиллерийских снарядов. Добавлю, что такие заведения, как De Waaag, были почти в каждом городе и многие из них сохранились.
De Waag
На втором этаже De Waag располагались залы заседаний амстердамских гильдий, а также анатомический театр, где с 1691 г. работали члены гильдии хирургов под руководством доктора Тюлпа - большого знатока медицины и тюльпанов, взявшего псевдоним в честь своего любимого цветка. Рембрандт написал групповой портрет гильдии врачей, который так и называется «Урок анатомии доктора Николаса Тюлпа». Материала для изучения хирургам хватало: прямо под окнами регулярно проводились публичные казни, после которых отсеченные руки и ноги казненных вывешивались тут же, на стене De Waag, а тела преступников поступали в распоряжение анатомов. Тем временем на соседней площади как ни в чем не бывало шла оживленная рыночная торговля (торгуют на этом месте и сейчас), и гости города часто интересовались, что за мясо продается на Ньивмаркт в мясных рядах.
Страшная репутация Ньивмаркт упрочилась во времена немецкой оккупации: на обнесенную колючей проволокой площадь нацисты сгоняли евреев из близлежащего Еврейского квартала для последующей отправки в пересыльные лагеря.
Сейчас в De Waag работает одноименный ресторан со "средневековым" интерьером. По периметру площади – множество кафешек. От Ньивмаркт на юг начинается канал Кловенирсбюргвал (Kloveniersburgwal, 8).
De Waag De Waag
De Waag Kloveniersburgwal
Пора познакомить вас с пернатыми обитателями голландских каналов. Голландия – страна непуганых птиц. Они прекрасно «вписались» в городскую среду. Нашими любимицами стали лысухи. Эта «водная курочка» здесь создает гнезда из всякого мусора, плавающего в каналах. Она утаптывает его своими большими, похожими на ласты лапками, основанием гнезда служат лодки, баржи, куски фанеры. Птенцов высиживают оба родителя. Лысухи создают конкуренцию уткам, они на равных борются за корм, отгоняют уток от детенышей. Лысухи не любят летать, но очень забавно бегают по воде.
Еще одна интересная птица – чомга. По-научному называется большая поганка. Поганок целый отряд. За что их так обозвали?! Чомгу снимать трудно - она очень активная, все время двигается и надолго ныряет. Она питается рыбой. На хлеб ее не подманишь.
Чомга
По Кловенирсбюргвал движемся в сторону церкви Зёйдеркерк (Zuiderkerk, 10). Зёйдеркерк (1603-1614) - первый в Амстердаме протестантский храм. В 1621 г. тут был похоронен главный столичный архитектор - фантастически плодовитый Хендрик де Кейсер, построивший среди прочего и эту церковь. Кроме того, в ней покоятся трое детей Рембрандта и его любимый ученик Фердинанд Бол. Говорят, что Рембрандт писал свой «Ночной дозор» внутри этой церкви. В 1874 г. эту церковь 12 раз нарисовал Клод Моне. Сейчас здесь находится информационный центр, в котором устраиваются выставки по истории города и проблемам современной архитектуры. Внутрь не попали, так как по пятницам церковь закрывается в 16 часов, а было уже позже. Можно было подняться пешком на колокольню, но мы поленились. Часы работы и стоимость
Зёйдеркерк Зёйдеркерк Зёйдеркерк
Перед Зейдеркерк два узких канала, образующих букву «Т». Это тихое симпатичное местечко. Прогуляемся вокруг него. Вдоль набережных покачиваются на волнах плавучие дома–баржи. Каждая из них имеет постоянный адрес. Дома на воде – старые, списанные маломерные суда, называемые самими голландцами «вонботы» (woonboot). Это и экономично, и удобно – ведь в Голландии по каналам можно добраться практически до любого уголка. Голландцы украшают свой водный дом на свой вкус, среди них встречаются по-настоящему роскошные, этакие дачи на воде. Современный вонбот практически не отличается от городской квартиры. Те же прихожая, электричество, телефон, гостиная, спальни, кухня, туалет, душ. В акватории городских каналов не хватает места всем желающим. Поэтому официального разрешения приходится ждать годы. В связи с этим появляется огромное количество незарегистрированных вонботов. Кроме того, плавучие дома – это угроза экологии, они загрязняют каналы.
Основная застройка Амстердама – это дома 17–18 вв. Про их узкие, в два-три окна, фасады написано, пожалуй, в каждом путеводителе – с домовладельцев во времена застройки центра города взимался налог на ширину фасадов, поэтому практичные голландцы делали фасад узким, вытягивая дом вглубь квартала, как пенал. Горожане боролись с налогами так же, как с силами природы, – стойко и изобретательно. Ширину фасада городские власти мерили по прямой, от угла до угла, - стало быть, построив дом на изгибе улицы, можно было сэкономить. За два узких дома причиталось меньше налога, чем за один широкий, – значит, получалось сократить выплаты, оформив одну половину фасада в одном стиле, а другую в другом, как будто они относятся к разным домам.
Фасады домов выходили на каналы, и, делая их как можно уже, домовладельцы решали финансовую проблему, но создавали себе другую – логистическую. Именно по каналам доставлялось к домам большинство грузов, а как, скажите, внести через узкую дверь и поднять по узкой лестнице тяжелую мебель или тюки с товарами? Поэтому грузы при необходимости поднимали вдоль фасада на веревках. Большинство домов до сих пор имеют для этого специальные балки. Ими по-прежнему пользуются для поднятия той же мебели.
Все бы хорошо, да при таком подъеме груз ударялся о стену. Это и грузу не шло на пользу, и дорогие в то время оконные стекла могли пострадать. Для этой проблемы тоже нашли инженерное решение: стали наклонять фасады вперед, чтобы свисающая с балки веревка с грузом оказалась как можно дальше от стены. Похоже, желание сберечь стекла заходило иной раз так далеко, что дома самых бережливых горожан грозили обрушиться на головы прохожим. Иначе зачем бы городским властям принимать закон, запрещающий наклонять фасад больше чем на 2 градуса?
Фасады домов Балки для подъема грузов Наклонные фасады домов
Входы в дома:
Голландцы устраивают садики на любом, даже самом мизерном участке земли, на балконах, на баржах или просто на тротуаре при входе в дом. Мне вспомнились слова создателя ботанического сада «Вилла Таранто» на итальянском озере Мадджоре шотландского капитана Нейла Макичарна: "Прекрасный сад не должен быть обязательно большим: будь это хоть два квадратных метра на балконе, прежде всего это должна быть ваша воплощенная мечта".
Удаляемся от Зейдеркерк вдоль канала Грунбюргвал (Groenburgwal, 11). В этом месте у меня все время всплывали известные строки Бальмонта
О тихий Амстердам, с певучим перезвоном
Старинных колоколен, тихий Амстердам!
Зачем я здесь, не там, зачем уйти не волен
К тебе, о тихий Амстердам?
Грунбюргвал
Проходим мимо одного из разводных мостов Амстердама. И вот уже канал выводит нас на просторы реки Амстел. Именно "Дамба на Амстеле" и дала название городу.
Грунбюргвал Грунбюргвал


Еще в этом районе...
... сфотографировать: Schreierstoren (башня "плакальщиц", одна из немногих уцелевших частей городских укреплений, построена в 1480 г., находится рядом с вокзалом, ) и рядом Oudezijds Kolk (старейший шлюз Амстердама), Oudezijds Voorburgwal (5, самый старый канал Амстердама - вторая половина 14 в.), Trippenhuis (8, два дома 17 в. с одним фасадом, самым большим в то время), Oost-Indisch Huis (9, дом голландской Ост-Индской компании 17 в. с красивым фасадом).
... посетить: Амстелькринг (), дом Рембрандта (о нем читайте ниже).
Карта пройденного пути: нажмите, чтобы увеличить. Полная карта - в разделе "Скачать".
Карта маршрута 1

наверх

Цветочный рынок, площадь Рембрандта и рядом с ними

Полюбуемся видом на Амстел (Amstel). Справа современное кирпично-стеклянное сооружение. Это комплекс, построенный в 1980-е годы - оперный театр и мэрия (Stadthuis), которому горожане дали прозвище "Стопера" (Stopera, 12). Это гибридизация названий «Стадтхёйс» и «Опера». В 1982 г. амстердамцы подняли настоящий бунт: требуя остановить строительство ненужной и, по мнению большинства, уродливой "Стоперы", они громили оборудование на стройплощадке и ложились под экскаваторы. Но демонстрации не помогли: в 1986 г. заработал Оперный театр, спустя два года - мэрия. В проходе между двумя зданиями находится бронзовый индикатор в виде кнопки, который при нажатии показывает точный уровень воды в городе. Это Амстердамский футшток, обозначающий «ноль высоты», т. е. нулевую точку отсчета уровня моря, действующую во всем мире, как стандарт измерения географических высот и глубин. Круглая часть этого комплекса – Опера.
Амстел Амстел
Амстел Амстел
Приземистые фонари Синего моста (Blauwbrug, 1884 г., 14) должны (как принято считать) вызывать ассоциации с мостом Александра III в Париже. На самом деле сходства очень мало, и имперского размаха Синему мосту явно не хватает. Кстати, цвета он серого, синим же называется по старой памяти: раньше на этом месте мост был деревянный, окрашенный синей краской. Многочисленные колонны моста богато украшены водными мотивами: морскими божествами и рыбами. На вершинах колонн блестит золотая императорская корона Максимилиана I.
Синий мост Синий мост
Сразу за Синим мостом находится амстердамский... Эрмитаж (длинное здание с башенками, 13). Когда-то это был первый в городе и один из старейших в Европе дом престарелых. Несколько лет назад, когда стало известно, что дом престарелых планирует переезд на новое место, здесь решено было разместить филиал Санкт-Петербургского Эрмитажа. Теперь в нем регулярно выставляются произведения из легендарного художественного музея Санкт-Петербурга. Возле Эрмитажа также есть разводной мост.
На площади Рембрандта (Rembrandtplein, 15) некогда находился главный амстердамский рынок масла. Сейчас это шумное место с памятником Рембрандту в центре в окружении цветущих рододендронов и с кафешками по периметру. Имя Рембрандта было присвоено площади в 1876 г. Это очень древнее место, связанное с историей города. В 16 в. здесь проходил городской вал.
От этой площади сворачиваем на улицу Регулирсбреcтрат (Reguliersbreestrat), где находится самый известный в Амстердаме кинотеатр Тушинский (Tuschinski, 16). Его открыл в 1921 г. богатый польский еврей Абрам Яцек Тушинский. По профессии он был портным, но увлекся искусством кино. Добившись успеха в Нидерландах, он возглавил группу единомышленников, вместе с которой в 1921 г. создал на месте трущоб, известных как «дьявольский угол», кинотеатр. Тогда он назывался синематограф. Демонстрация немых фильмов сопровождалась звуками органа, расположенного в зрительном зале. В основном он выполнен в стиле модерн, но он так удачно сочетается с другими стилями, что его называют «стиль Тушински». Судьба А.Я. Тушинского трагична - он погиб в 1942 г. в Освенциме. В 2002 г. кинотеатр открылся после ремонта. Это довольно безумного вида здание в готическо-средневековом стиле, в котором хорошо сохранились интерьеры ар-деко и до сих пор висит живопись экспрессионистов. Фасад похож на слоистый панцирь какого-то доисторического монстра, а две башни с покрытием из позеленевшей меди напоминают космических пришельцев из первых научно-фантастических фильмов.
Площадь Рембрандта Кинотеатр Тушинский
На площади Мюнтплейн (Muntplein, 17) сходятся несколько улиц, с нее же открывается вид на набережную Рокин, здесь канал Сингел соединяется с Амстелом.
Мюнтплейн Мюнтплейн
В этом месте стоит примечательный дом из красновато-золотистого норвежского гранита - это принадлежащий пивному магнату господину Хейнекену Hotel de l`Europe (1895-1896), одна из самых фешенебельных гостиниц в городе. Неподалеку статуя Госпожи Удачи («Фрау Фортуна»).
Мюнтплейн на самом деле не обычная площадь, а мост шириной в 70 метров. Кстати, с 19 в. это место официально именуется Софиаплейн, но горожане упорно зовут его по-старому - Мюнт. В центре Мюнтплейн - бывшие городские ворота Регулирспорт, на башне которых главный архитектор голландского Возрождения Хендрик де Кейсер сделал изящную деревянную надстройку. В 1672-1674 гг. здесь (в помещении для стражи) чеканили монеты, так как Утрехт, где находился главный монетный двор страны, был занят войсками Людовика XIV. С тех пор башня получила новое название - Мюнтторен (Munttoren, от голландского Munt - "монетный двор").
Отель Европа Мюнтторен Мюнтторен
Отсюда начинается цветочный рынок, который представляет собой череду крытых палаток на плавучих платформах. С 1860 г. здесь продают изумительные цветы, тюльпановые и гиацинтовые луковицы, семена редких растений.

Еще рядом...
... сфотографировать: Тощий мост (о нем ниже)
... посетить: особняк Willet-Holthuysen (14a), особняк van Loon (о нем читайте ниже), особняк Гелвинк-Хинлопен (14b).
Карта пройденного пути: нажмите, чтобы увеличить. Полная карта - в разделе "Скачать".
Карта маршрута 2

наверх

Пояс каналов (Grachtengordel)

Мы подошли к началу канала Сингел (Singel, это на запад от Центрального вокзала, 18).
Канал Сингел и еще три больших канала, параллельные друг другу - Херенграхт (т.е. канал Благородных господ, Herengracht), Кейзерcграхт (Императорский канал, Keizersgracht), названный в честь покровителя Амстердама 15 в. императора Максимилиана I, и Принсенграхт (Prinsengracht), посвященный принцам из династии Оранских, - образуют так называемую Гирлянду Больших каналов, которая полукольцом охватывает Старый центр с запада и с юга. Именно отсюда, с запада, где мы сейчас находимся, начинается нумерация домов на каналах. А вообще всего каналов в Амстердаме 165.
В начале Сингела – шлюз с разводными воротами. Слева виднеется купол лютеранской церкви.
Сингел Сингел

Канал Сингел на самом деле не принадлежит к проекту Больших каналов: это ров, вырытый вокруг городских укреплений еще в 15 в. В начале 17 в., когда из-за колоссального притока европейских эмигрантов население Амстердама стремительно увеличивалось, решено было строить новые жилые кварталы за пределами средневековых стен и водного рва Сингел. В 1612 г. началось строительство "полумесяца" Больших каналов. Его западная часть, от Брауверсграхт до Лейдсеграхт (что называется, "первая очередь"), была завершена к 1625 г., а южная (от Лейдсеграхт до Aмстела) и восточная строились уже во второй половине века, с 1660 г.
Немного пройдемся вдоль канала Сингел.
Сингел Сингел
Сингел Сингел
Почти напротив Лютеранской церкви стоит у причала Кошачья лодка (Poezenboot) - плавучий приют для бездомных кошек.
На ярком солнце хороши были отражения домов – они жили своей отдельной жизнью, дома как бы танцевали что-то расслабленное, подталкивая друг друга боками. У кого-то был приятный завтрак на воде и у всех на виду – жизнь в другом измерении, именно за это, за непохожесть на нас и на всю остальную Европу я и полюбила Голландию.
От канала Сингел отправляемся гулять вдоль канала Пивоваров, Брауверсграхт (Brouwersgracht, 19), который обозначает северную границу района Йордан и района Больших каналов. Брауверсграхт одним концом упирается в Сингел, а другим - в обводной канал Лейнбансграхт (Lijnbaansgracht), и от него начинаются три главных канала Херенграхт, Кейзерcграхт и Принсенграхт. Да, кто еще не догадался, слово «грахт» в переводе и есть «канал».
Три главных канала предназначались для домов самых богатых и влиятельных людей: членов городского совета, биржевых дельцов и преуспевающих торговцев. На радиальных маленьких каналах и улочках селились горожане поскромнее: лавочники, ремесленники, мелкие бюргеры. Все дома на Больших каналах сооружались по строгим правилам. Регламентирован был даже цвет входных дверей - так называемый амстердамский зеленый, обязательный для всех горожан, от ремесленников до директоров Ост-Индской компании. А ширина здания ограничивалась восемью метрами (хотя иногда один дом занимал два участка): желающих жить здесь было много, и домов хотели втиснуть побольше.
Брауверсграхт Брауверсграхт
Вот здесь начинается канал Херенграхт, он уходит налево, а канал Брауверграхт идет прямо.
Брауверсграхт
Херенграхт Херенграхт
Канал Пивоваров один из самых красивых каналов города. В 17 в. Брауверсграхт был районом промышленным: в местных пивоварнях варили пиво, которое потом на лодках развозили по амстердамским пивным, в ремесленных мастерских чинили снасти и паруса, а в многочисленных складах - больших пяти- и шестиэтажных помещениях, которые сейчас переоборудованы под студии и роскошные апартаменты, - хранили товары со всех концов света. Элегантные простые фасады этих складов (как правило, черные или темно-коричневые - самых разных оттенков, от сливового до шоколадного) чередуются на Брауверсграхт с жилыми домами 17 в., огромные окна которых состоят из мелких, как на дачных террасах, стеклышек: большие стекла тогда делать еще не умели. Почти на каждом здании встречаются домовые знаки - забавные каменные рельефы: до прихода Наполеона они заменяли номера домов, а порой и сообщали о роде занятий владельцев. Например, на доме № 52 красуются стул и парадное кресло: здесь в 18 в. чинили мебель.
Дошли до пересечения канала Пивоваров и канала Кейзерграхт. Виднеется шпиль церкви Вестеркерк.
Кейзерграхт Кейзерграхт
Продолжаем прогулку вдоль канала Брауверсграхт, обращая внимание на милые детали. Старинный рельеф на здании под № 76 изображает процесс изготовления вина: здесь жил торговец, импортировавший вина. На другом доме изображен процесс фасовки зерна в мешки.
Фронтоны амстердамских домов – это отдельная тема. Начиналось все с классического треугольного фронтона. В первой половине 17 в. боковые стороны-«гипотенузы» сделали ступенчатыми, затем эти «ступеньки» начали сглаживаться нелинейным способом. Например, модные в конце 17 в. и в 18 в. фронтоны делали в форме колокола, затем очертания фронтонов стали более стройными: средняя часть вытянулась вверх и получилась «шейка». Для товарных складов характерны фронтоны с «горлышком». Раздавшиеся вширь прямые углы фронтонов украшали скульптурами. Часто они указывали на род занятий владельца дома. В настоящее время существует как минимум 9 типов фронтонов. Лепные и скульптурные украшения фронтонов официально находятся под охраной государства и подлежат сохранению, даже если здание подлежит сносу. Тогда ценный декор восстанавливают на вновь построенном здании или сохраняют в специальных местах, вроде Амстердамского исторического музея.
Вот и пересечение со следующим большим каналом – Принсенграхт.
На Брауверсграхт много старых складов, превращенных в современное комфортабельное жилье, также попадаются и современные дома, но при этом они не выбиваются по высоте и не портят картину. Эффектно смотрятся дома с черными фасадами и яркими ставнями. Можно встретить необычные украшения: два соседних дома – и на крышах два оленя.
От канала Брауверсграхт на юг раскинулся район Йордан (Jordaan). Район Йордан начал застраиваться около 1600 г. Тогда это был рабочий район. Сюда в поисках лучшей доли устремлялись семьи эмигрантов. Точное происхождение названия "Йордан" неизвестно. Возможно, оно пошло от французского "jardin", то есть "сад": до 17 в. эти места славились садами и цветниками. Кстати, цветов тут много и сейчас, а некоторые улицы и каналы до сих пор носят старые цветочные имена: например, Эгелантирсграхт ("Канал розового шипа"), Розенграхт ("Канал роз") или Блумграхт ("Цветочный канал").
Строительство Йордана - как часть грандиозного проекта расширения Амстердама - началось в одно время с прокладкой Больших каналов. А еще из "чистых" кварталов города в Йордан перевели пивоварни, дубильные мастерские, кузницы, плавильни, всякое вредное и шумное производство: гарь, чад, грохот, стук молотков, запах кож и красителей составляли неотъемлемую часть здешней жизни. В отличие от полумесяца каналов, в этом районе не было никакого специально продуманного плана. Прямоугольная сетка йорданских улочек, повернутая под углом 45 градусов к каналам Принсенграхт и Лейнбансграхт, просто повторяет планировку примитивной средневековой системы дренажных канав. До 1970-х годов, когда в районе началось строительство нового жилья, йорданцы жили в чрезвычайно стесненных условиях. Из-за невероятной тесноты в домах йорданцы все свободное время проводили в барах и кафе. И сейчас, уже после полного обновления района, здесь много разных заведений общепита.
Обратите внимание на столбик с крестами. Такие столбики называются "амстердаммертье", они выкрашены в характерный для Амстердама цвет, и на них обязательно три креста святого Андрея (из герба города). Столбики ограждают набережные от падения машин в каналы. До недавнего времени никаких ограждений на набережных не было, и парковка проводилась по принципу "попал - не попал". Страховым компаниям так надоело платить за упавшие в канал машины, что в 60-х годах 20 в. одна из компаний за свой счет установила ограждения на набережных.
Вдоль Брауверсграхта дошли до пересечения с каналом Лейнбансграхт (Lijnbaansgracht, 20) - этот длиннющий обводной канал обозначил новую городскую границу в 17 в., после создания Гирлянды больших каналов. Это весьма узкий канала, часть его застроена вполне современными домами, тут очень зелено и уютно. Лейнбансграхт также заставлен вонботами, и вот на крыше одного из них мы увидели цапель. Большие серые цапли абсолютно не боялись людей. Они разгуливали по крыше, подставляли крылышки солнцу, что-то клевали… Понятно, что они удостоились длительной фотосессии. Еще до поездки я читала, что в Голландии можно встретить таких почти ручных цапель - и вот первая встреча.
Сворачиваем от канала Лейнбансграхт и через улицы Йордана продолжаем прогулку.
В Йордане было много хофье. Так назывались построенные на частные пожертвования дома для престарелых, больных и неимущих. Они славились своими внутренними садами, как правило, прямоугольными, с корпусами по периметру. Там обитатели приютов (вдовы, разорившиеся бюргеры, престарелые католики из хороших семей и т.п.) разводили редкие сорта роз, мальв и тюльпанов, а также высаживали чудесные фруктовые деревья. За последние 20 лет многие хофье превратились в дорогие жилые комплексы, некоторые по- прежнему являются домами для престарелых, но сады в них сохранились и по сей день. Правда, в последние годы туристов, желающих посмотреть на хофье, стало так много, что по требованию жильцов некоторые внутренние дворы были закрыты для публики. Чем отличаются хофье от бегинхофов (или бегинажей в бельгийском варианте)? Как мне кажется, бегинхоф - это чисто женское сообщество с уставом, близким к монастырскому, хотя и менее жесткому, без пострига, а хофье принимали людей обоего пола, и это дом для престарелых в чистом виде.
Вот так выглядят входы в хофье. На первой фотографии - фасад Линденхофье, открытого в 1616 г. Дата на фасаде 1801 г., наверное, относится к реконструкции.
Линденхофье
Церковь Нордеркерк (Noorderkerk, 21) - последняя церковь работы Хендрика де Кейсера, спроектированная в 1620 г. и достроенная только в 1623 г., уже после смерти архитектора, его сыном Питером. Приземистая, крепко сбитая, с невысокой башней, большими скатами крыш и простыми фасадами, Нордеркерк предназначалась для городской бедноты из Йордана. В плане она представляет собой равносторонний греческий крест - невиданное по тем временам новаторство. Такая конструкция подчеркивала гармоничную уравновешенность протестантского богослужения, которое строится вокруг центра - кафедры проповедника, а не стремится, как католическое, в одном направлении - к алтарю.
Нордеркерк Нордеркерк
Нордеркерк переводится как Северная церковь. В Амстердаме не заморачивались с названиями: Старая, Новая, Южная (Зейдеркерк), Северная, Западная (Вестеркерк). Вот в сторону Вестеркерк мы и движемся вдоль канала Принсенграхт.
На противоположном берегу канала –еще одно большое хофье: в центре часовня, по бокам входы и за ними комплекс расположенных каре зданий.
Принсенграхт
Продолжаем прогулку вдоль Принсенграхт, трафик на канале набирает силу. Вспомнилось детское стихотворение: «Если мне подарят лодку, ялик, гичку, самоходку, барку или хоть байдарку – как я буду рад подарку!»
Дошли до дома Анны Франк (Anne Frank Huis, 22), это уже почти возле Вестеркерк. Дом с черными дверями внизу. А вот и сама Анна, стоит на небольшой площади рядом.
Нарядная Вестеркерк (то есть Западная церковь, Westerkerk), как принято считать, наиболее удачное произведение Хендрика де Кейсера. Правда, строительство завершилось только через 10 лет после смерти архитектора, в 1631 г., и заканчивать работы пришлось автору Королевского дворца Якобу ван Кампену. Колокольня, прозванная в народе "Длинным Яном", - самая высокая в городе башня (85 м). Венчает башню корона императора Максимилиана - та же, что на амстердамском гербе. При сильном ветре амплитуда качания шпиля - 3см. На башню можно подняться (часы работы и стоимость).
Возвели Вестеркерк специально для избранной публики с Больших каналов. По воскресеньям под звон тех самых колоколов, которые Анна Франк пару веков спустя слушала в своем убежище, сюда пешком шли самые именитые люди города.
Считается, что в Вестеркерк похоронен Рембрандт (в 1906 г. в северном приделе была даже установлена его мемориальная доска). Однако никаких документальных подтверждений этому нет. После смерти первой жены Рембрандт со всеми разругался. Негативно был принят «Ночной дозор», не столь выгодным, как первый, оказался второй брак, Рембрандт разорился, переехал в Йордан, где умер в нищете и забвении и был похоронен в безымянной могиле. Во время реставрации 1990 г. в церкви были найдены кости, которые сочли останками Рембрандта. Их отправили в специальную лабораторию Гронингенского университета на предмет измерения количества свинца, который в старину входил в состав красок и неизбежно оказывался в организме художников. Установить истину так и не удалось: на середине исследований выделенные для опытов деньги закончились, и кости остались лежать в сейфе университета до лучших времен. Зато доподлинно известно, что в Вестеркерк похоронены последняя возлюбленная Рембрандта Хендрикье Стоффелс и его сын Титус. В 1966 г.здесь венчались королева Беатрикс и Клаус фон Амсберг.

Еще в этом районе...
... сфотографировать: Дом с головами (Huis met de Hoofden, 22а)
... посетить: вонбот-музей (23а), Новую церковь, Королевский дворец
Карта пройденного пути: нажмите, чтобы увеличить. Полная карта - в разделе "Скачать".
Карта маршрута 3

наверх

Далее: Амстердам. Часть 2


Бенилюкс главная
На главную

О нас | Новости | Контакты | Карта сайта