Главная   |   Страны   |   Скачать   |   Полезно знать   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты


Последнее обновление - 26.04.2008

История Австрии

Раздел состоит из отдельных очерков:


Краткая история Австрии в датах

900-400 гг. до н.э. Хальштаттская культура иллирийцев.
500-400 гг. до н.э. Вторжение кельтов.
16-9 гг. до н.э. Присоединение к римской империи.
2 половина 6 в. Великое переселение народов, германские племена.
658 г. Раннефеодальное государство словенцев Карантания.
745 г. Карантания попала в зависимость от баварского герцога.
788 г. Карантания и Бавария включены в состав Франкского государства.
791-799 гг. Франкский император Карл Великий отвоевал территорию Восточной Австрии.
843 г. Распад Франкского государства, в результате чего Австрия в составе баварского герцогства оказалась в составе Восточно-Франкского королевства.
907 г. Начало захвата Восточной Австрии венграми.
955 г. Разгром венгров у р. Лех баварским королем Оттоном 1. Возобновление германской колонизации, образование Восточной марки.
1156 г. Маркграфство Австрия при маркграфе Генрихе 2 Язомирготте преобразовано в герцогство и окончательно обособилось от Баварии. Дата образования австрийского государства в составе Священной Римской империи.
1276-1278 гг. Австрийские земли захвачены императором Священной Римской империи Рудольфом 1 Габсбургом.
1282 г. Рудольф передал Австрию и Штирию своим сыновьям. Начало господства династии Габсбургов (до 1918 г.).
1493-1519 гг. Правление императора Максимилиана 1, объединившего все австрийские земли.
1529 г. Первая безуспешная осада Вены турками.
1683 г. Вторжение турок, вторая осада Вены, от которой спас Ян 3 Собеский.
1699 г. Карловицкий мир завершил Австро-турецкую войну (1683-1699). К Габсбургам отошла большая часть Венгрии, Трансильвания, почти вся Хорватия, Славония.
1740-1748 гг. Борьба за австрийское наследство после смерти Карла 6. Восшествие на престол Марии Терезии (до 1780 г.).
1800 г. Вторжение Наполеона.
1805 г. Русско-австро-французская война. Разгром в Аустерлицком сражении.
1814-1815 гг. Венский конгресс. Австрия вернула свои территории.
1815 г. Создание Священного союза (с Россией (Александр 1) и Пруссией (Фридрих Вильгельм3)
1867 г. Образование Австро-Венгрии.
1882 г. Тройственный союз Австро-Венгрии, России и Италии.
1914 г. Сербские националисты убили наследника австрийского престола Франца Фердинанда, после чего Австро-Венгрия и Германия вступили в войну с Сербией и Россией.
1918 г. Поражение Австро-Венгрии, образование независимых государств.
1920 г. Принятие конституции Австрийской республики, федеративное устройство.

наверх


Зальцбург

Земля Зальцбург была заселена человеком уже в период раннего каменного века (4000-1900 гг. до н.э.). Самое большое поселение находилось на горе Райнберг - сегодня это часть города.
Предположительно в 700-х гг. до н.э. началась добыча соли в горе Дюрнберг над городом Халляйн, который достиг своего расцвета уже к 5 в. до н.э. благодаря переселению в эти края кельтов. "Белое золото" из Дюрнберга стало основой экономического благополучия региона. В 4 в. до н.э. кельтские племена объединились в единое королевство Норикум.
В 15 г. до н.э. римляне завоевали Норикум и заложили город Ювавум (Juvavum). Это было первое римское поселение на северных склонах Альп. Во времена императора Клавдия Зальцбург (Ювавум) получил свои муниципальные права (41-54 гг. н.э.).
В 5 в. на территорию вторглись германские племена.
Около 470 г. в Зальцбург пришел св. Северин, и было основано монастырское общество. В 696 г. в Зальцбург пришел франкский епископ Руперт. Он основал монастырь Св. Петра и женский монастырь Ноннберг. Св. Руперт считается основателем современного Зальцбурга.
В 739 г. св. Бонифацием была основана зальцбургская епархия, а в 746 г. в Зальцбург приехал ирландский священник Виргил, который в 749 г. стал епископом. Св. Вергилом был построен первый кафедральный собор (774 г.). Вскоре (798 г.) по настоянию Карла Великого Зальцбург стал архиепископством.
В 1077 г. началось сооружение Хоэнзальцбурга.
В 1167 г. Фридрих Барбаросса сжег город дотла. Лишь после заключения мира в Венеции в 1177 г. Зальцбург снова стал независимым.
В 1278 г. зальцбургские епископы были признаны князьями Священной Римской империи.
За 13-17 вв. были созданы стены города, провинция объединилась под властью князя-архиепископа. Расширяется торговля с отдаленными странами, развивается искусство. В 16 в. бушевала крестьянская война. В Зальцбурге работает Парацельс.
В 17 в. архиепископы Вольф Дитрих фон Райтенау (1587-1612), Маркус Ситтикус фон Хоэнемс (1612-1619) и Парис Лодрон (1619-1653) придали Зальцбургу современный вид. Вольф Дитрих пригласил архитектора эпохи Возрождения Скамоцци, который разработал план города. Вольф Дитрих строит дворец Мирабель и приказывает сравнять с землей собор и многие жилые дома для строительства площадей и новых зданий Старой и Новой Резиденций. Своей политикой он нажил себе врагов и последние годы провел в заключении в Хоэнзальцбурге. Маркус Ситтикус пригласил другого итальянского архитектора - Сантино Солари, который построил собор и Хельбрунн. Парис Лодрон основал университет и воздвиг мощные укрепительные сооружения, что помогло Зальцбургу избежать 30-летней войны.
В 18 в. при архиепископе Иоганне Эрнесте Туне (1687-1709) город приобрел современный барочный облик
27 января 1756 г. на Гетрейдегассе, 9, родился Вольфганг Амодей Моцарт.
Последний архиепископ Иеронимус Коллоредо отличился тем, что изгнал из Зальцбурга Моцарта, а в 1800 г. бежал от французов в Вену и сложил с себя полномочия. После французского и баварского правления Зальцбург в 1816 г. окончательно присоединяется к австрийской империи.
В 1818 г. значительная часть города была уничтожена пожаром. Впервые 25 декабря прозвучала рождественская песня 'Silent Night' в церкви Св. Николая в Оберндорфе.
В 1860 г. кайзер Франц Иозеф 1 открывает железнодорожную линию Вена - Зальцбург - Мюнхен. В 1870 г. в доме, где родился Моцарт, был открыт музей. Начинается экономический расцвет города. В Зальцбург начинают приезжать туристы.
В 1920 г. открылся первый Зальцбургский фестиваль.
Во время Второй мировой войны Зальцбург подвергался бомбежкам, был сильно поврежден кафедральный собор.
В 1997 г. старый город Зальцбурга включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
путешествие / о достопримечательностях коротко / фото

наверх

Хоэнзальцбург (Hohensalzburg)

Во время борьбы между кайзером и папой за инвеституру

инвеститура - в средневековой Европе юридический акт передачи земельного владения или должности, закреплявший вассальную зависимость; особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоявшая в назначении на церковные должности и введении в сан. До кон. 11 в. право церковной инвеституры фактически принадлежало императорам Священной Римской империи, в 1122 г. после долгой борьбы было заключено соглашение, что папа дает духовную инвеституру, а император - светскую (право на землевладение)


архиепископ Гебхард 1 находился в опасности. Будучи верным последователем папы римского, он должен был опасаться мести южнонемецких князей, большинство из которых поддерживало кайзера. Поэтому в 1077 г. он начал строить в своем епископстве три крепости: Хоэнверфен, Фризах (Friesach) и Хоэнзальцбург.
Крепость Хоэнзальцбург - самое большое и наиболее хорошо сохранившееся замковое сооружение периода Средневековья в Европе. Князья-архиепископы зальцбургские жили здесь до конца 15 в.
В начале 16 в., во время правления Леонхарда фон Койчах (1498-1519) крепость была основательно расширена, а на четвертом этаже сооружены роскошные княжеские покои. Преемник Леонхарда успешно выдержал в крепости осаду во время крестьянского восстания.
По приказу Париса графа Лодрона (1619-1653) были возведены мощные западные бастионы, благодаря чему Зальцбург не затронула Тридцатилетняя война.
В конце 17 в. почти 600-летнее строительство крепости завершилось постройкой северного пожарного бастиона.
За всю историю крепость так и осталась непокоренной. Лишь во время войны с Наполеоном она была сдана без боя. Символ крепости - лев.
С 1892 г. работает фуникулер от Festungsgasse, но можно добраться пешком от аббатства Св. Петра или по Moenchsberg.
путешествие / о достопримечательности коротко / фото

наверх


Мирабель

В 1606 г. архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау построил для Саломеи Альт дворец за пределами городских стен, который он назвал Альтенау. Саломея Альт была дочерью видного купца и советника Вильгельма Альта и любовницей архиепископа. Она родила ему 15 детей, из которых 10 выжили. Саломея не играла никакой политической роли.
После смерти Вольфа Дитриха (его заставили отречься в 1612 г. и заключили в крепость, где он жил до своей смерти) Альтенау был переименован в Мирабель его наследником Маркусом Ситтикусом (1612-1619). Архиепископ Парис Лодрон (1619-1653) включил дворец и сады в свой расширенный круг укреплений. Он проводил в Мирабель свое свободное время. В первой половине 18 в. дворец был переделан знаменитым барочным архитектором Люкасом фон Гильдебрандтом.
При пожаре 1818 г. дворец сильно пострадал, но, к счастью, мраморная Лестница ангелов и мраморный зал сохранились. Питер Нобиле, дворцовый архитектор и директор школы архитектуры в Вене, придал дворцу настоящий неоклассический вид.
В 1866 г. дворец перешел в городское владение. Сегодня Мраморный зал, который когда-то был банкетным залом архиепископа, является залом бракосочетания, а также служит для конференций, церемоний награждения и концертов.
Сады Мирабель
В конце 17 - начале 18 в. сады были переделаны.
Пегас, созданный 1661 г., был перемещен сюда в начале 20 в. 4 группы фигур вокруг фонтана были созданы в 1690 г. и символизируют 4 элемента: огонь (Бегство Энея из Трои), Воздух (Сражение Геракла с Антеем), Землю (Плутон похищает Персефону), Воду (Парис несет Елену).
В западной части садов - Heckentheater (Hedge Theater - Зеленый театр), построенный в начале 18 в.
Театр гномов с 28 гномами был создан для архиепископа Франца Антона Harrach. Гномы сделаны из унтерсбергского мрамора. Такие фигуры характерны для барочных дворов Европы как вид развлечения.
Заботясь о жене и еще не родившемся ребенке крон-принц Людвиг Баварский велел убрать и уничтожить фигуры. К счастью, их убрали и забыли о них на сотню лет. В начале 20 в. о гномах вспомнили, часть была восстановлена и поставлена в саду.
В 1854 г. император Франц Иосиф открыл сады для публики.
путешествие / фото

наверх


Кафедральный собор Зальцбурга

Собор был построен в 1600-х. Стиль - итальянский ренессанс с позднейшими дополнениями барокко.
Первый собор был построен на этом месте епископом Виргилом, который пришел в Зальцбург в 767 г. и построил собор на месте бывшей римской крепости. Город был сожжен в 1167 г. графами Плейн, сторонниками императора Фридриха Барбароссы, собор также был разрушен. 10 годами позже, в правление архиепископа Конрада 3 Виттельсбаха, он отстроен в романском стиле.
400 лет спустя, в 1598 г. огонь уничтожил значительную часть собора. Это дало архиепископу Вольфу Дитриху возможность снести остатки и полностью реконструировать собор. Жители города были в ужасе от действий архиепископа. Он не только разрушил ценные скульптуры и надгробные камни, но были потревожены и кости в захоронениях. Его ссора с Баварией по поводу прав на соляные шахты привела к его аресту и заключению в крепость его племянником Маркусом Ситтикусом фон Хоэнем.
После смерти Вольфа Дитриха архитектор Сантино Солари был приглашен архиепископом Маркусом Ситтикусом перестроить собор в стиле раннего барокко. Собор был достроен в 1628 г. во время 30-летней войны, во время правления архиепископа Париса Лодрона. Парис Лодрон был искусным дипломатом, поэтому город избежал тяжелых повреждений во время 30-летней войны.
В 1944 г. собор был разрушен бомбами. В 1959 г. он был востановлен.
В память о трех датах перестройки собора они выгравированы на воротах: 774, 1628, 1959.
Статуи на фасаде собора: на самом верху Иисус, ниже Моисей и Элиас, на балконе в первом ярусе четыре евангелиста, при входе апостолы Петр, Павел с ключами и мечом, два святых покровителя св. Руперт и св. Вергил с коробкой соли и моделью церкви.
Купель отлита в 1321 г., медные львы на цоколе - 12 в.
Одно из главных сокровищ собора - главный орган, для которого Моцарт написал несколько произведений религиозной музыки.
Открыт с 6.30 до 19
На страницу "Зальцбург"

наверх

Хальштатт (Hallstatt)

Самое раннее присутствие человека в районе Хальштатта доказывается найденными в пещере медведя костями, датируемыми приблизительно 12 000 г. до н.э. Это говорит о том, что поселения в этом регионе появились уже в неолите.
Добыча соли в Хальштатте насчитывает 7 тысяч лет (кстати, название города также связано с солью - от кельтского hall - соль). Когда-то на месте этого региона было море, которое оставило соляные отложения. Геологические условия менялись, море ушло, соляные пласты оказались укрытыми под другими породами. В определенный момент гора, у подножия которой приютился современный Хальштатт, раскололась и соляные пласты оказались совсем близко к поверхности, позволив добывать соль древним людям.
По неизвестным причинам добыча соли была прекращена в конце бронзового века, около 1300 г. до н.э. и возобновилась в начале железного века (800-400 гг. до н.э.). В это время в Европу прибыли "иллирийцы", люди с Востока. Они разводили скот, торговали и работали в шахтах, а также были замечательными художниками, как показывают предметы, найденные в захоронениях. Около 400 г. до н.э. кельты захватили поселения иллирийцев, и им пришлось укрепиться в недоступных горах. Было основано королевство Норикум - первое государство на территории Австрии.
Торговля "белым золотом" была очень прибыльной: при раскопках были найдены драгоценные предметы для захоронений, в том числе из янтаря с Балтийского моря, стекла из Италии, слоновой кости. Найденное оружие также богато декорировано. Богатство людей Хальштатта в древние времена было равномерно распределено между всеми, что указывает на демократическую социальную структуру. С 1874 г. культура этого периода называется "хальштаттской".
Шахтеры первобытных времен изобрели мешки из меховых шкур и хитроумную систему перемещения кусков отколотой соли. В 303 г. до н.э. массивный оползень уничножил поселения и временно положил конец разработкам под названием "восточная группа". Разработки вновь были продолжены в области "Даммвиз".
Приблизительно в период рождества Христова Норикум был превращен в римскую провинцию. Римляне построили улицы, поселились в Хальштатте и вместе с покоренными кельтами продолжили разработки в период существования римской империи.
В 300 г. н.э. христиане начали распространяться по Зальцкаммергуту.
В 6 в. регион захватили баварцы.
В 1000 г. н.э. шахты стали столь же значимыми, как в доисторические времена и во времена римской империи.
Церковь св. Михаила, небольшая романская церковь, впервые упоминается в 12 в. В костнице при церкви хранится 1200 черепов. С 1720 г. началась традиция украшать черепа узором - короной из цветов. Последний череп был положен в костницу в 1995 г.
В 1284 г. герцог Альбрехт 1 Габсбург построил смотровую башню на Зальцберге и назвал ее Рудольфштурм - в честь своего отца. Она послужила оборонным укреплением несколькими годами позже, во время "соляной войны" между Альбрехтом и архиепископом Конрадом 4 Зальцбургским.
В 1311 г., через 3 года после убийства Альбрехта, его вдова королева Елизавета даровала Хальштатту права торгового города.
В 1494 г. император Максимилиан 1 даровал Хальштатту герб, право варить пиво и лично прибыл "посмотреть Зальцберг" в 1504 г. В 1595 г. был создан самый старый трубопровод в мире. Его протяженность - 40 км от Хальштатта до Эбензее.
В 1734 г. было найдено полностью сохранившееся тело доисторического шахтера. Нашедшие его рабочие посчитали, что человек погиб недавно и похоронили его, позже выяснилось, что человек погиб около 300 г. до н.э. Пожар 1750 г. уничтожил практически весь город. Все административные здания потом были построены в Лане.
В 1840 г. в Хальштатт приехал молодой ученый Фридрих Симони. Началось исследование массива Дахштайн. В 1846 г. после находки черепков и костей были начаты регулярные раскопки. Некрополь в Хальштатте - одно из самых значительных захоронений доисторического периода. Между 1000 и 500 г. до н.э. здесь были похоронены около 4 тысяч людей. Большая часть находок хранится в Музее естественных наук в Вене.
До постройки дороги в 19 в. в Хальштатт можно было попасть только по конной тропе или лодкой через озеро. С конца 19 в. сюда начали приезжать туристы.
В 2002 г. владелец сувенирного магазина обнаружил при работах остатки кельтского дома. Магазин был изменен так, чтобы можно было показать остатки стен, защищенные стеклом, также показываются найденные при раскопках предметы.
В 2004 г. были обнаружены остатки старейшей деревянной лестницы в мире (14 в. до н.э., бронзовый век). Остатки лежали на 100-метровой глубине. Высокая концентрация соли в породах позволила лестнице уберечься от разрушительного воздействия микроорганизмов в течение почти 3500 лет. Сейчас соль добывается следующим образом: порода, содержащая соль, взрывается, промывается водой; затем "рассол" (brine), смесь воды и соли, доводится до нужной концентрации и очищается.
путешествие / о достопримечательностях коротко / фото

наверх

Вольфганг Амадей Моцарт


Источники: http://biographer.ru/biographies/32.html
http://wolfgang-mozart.ru

Вольфганг Амодей МоцартВольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге (Австрия). При крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил.
Отец Моцарта, Леопольд, был композитором, придворным скрипачом, довольно известным в то время. Отец сыграл большую роль в становлении Моцарта как композитора.
Мать Моцарта – Мария Анна, в девичестве Пертль. Родила семерых детей, из которых выжили только дочь Мария Анна (Наннерль) и сын Вольфганг. Оба обладали незаурядными музыкальными способностями.
Трехлетним ребенком Вольфганг уже подбирает на клавесине терции и секстеты. Чуть позже, в возрасте примерно пяти лет, будущий великий композитор начинает сочинять менуэты.
1762 год – Леопольд Моцарт везет своих детей в первые «гастроли». Они играют в Мюнхене, Линце, Пассау, а также в Вене, где семейство дважды удостаивается приема у императрицы Марии Терезии. Концертные поездки Моцартов продолжаются около десяти лет.
1763–1766 годы – вторая и самая долгая концертная поездка. Семья посещает Мюнхен, Людвигсбург, Аугсбург, Шветцинген, Франкфурт, Брюссель, Париж… Маленький Моцарт уже виртуозно играл не только на клавишных инструментах, но и на скрипке. Во Франкфурте он впервые играет скрипичный концерт.
Зима 1763–1764 годов – в Париже изданы первые сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, это были четыре скрипичные сонаты.
1764–1765 годы – Лондон. Сразу же после приезда Моцарты приняты королем Георгом III. На одном из концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын великого Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт спустя много лет считал своим учителем. В Лондоне Вольфганг сочиняет свои первые симфонии.
1766 год – возвращение в Зальцбург.
1767–1768 годы – поездка в Вену, где Моцарт пишет свою первую оперу «Мнимая простушка», мессу для хора с оркестром, концерт для трубы, симфонию К. 45а. Однако, несмотря на подготовку спектакля, на восторженный прием оперы певцами, с увлечением разучивавшими свои партии, премьера так и не состоялась. Причиной тому были интриги, затеянные против Моцарта. Некоторые профессионалы музыканты, завидовавшие Моцарту, достигшему в двенадцатилетнем возрасте европейской известности, старались помешать постановке оперы. Премьера все больше оттягивалась и, в конце концов, была вовсе отменена.
1769–1771 годы – Италия. Моцартов принимают Папа Римский, король Фердинанд IV Неаполитанский, кардинал. Лето 1770 года – Вольфганг Амадей Моцарт получает из рук Папы Римского Климента XIV орден Золотой шпоры. В это время Моцарт учится у падре Мартини и работает над оперой «Митридат, царь Понтийский». По настоянию педагога Мартини сдает экзамен в Болонской филармонической академии и становится ее членом. Опера «Митридат, царь Понтийский» закончена к Рождеству и с успехом показана в Милане. 1771 год – написана и показана в Милане опера «Асканий в Альбе».
В Зальцбурге его ждали неприятные перемены. Умер старый архиепископ. На его место вступил новый, граф Иероним Колоредо. Если прежний архиепископ не возражал против длительного отсутствия Моцартов, то новый хозяин в этом отношении был гораздо более крут и непреклонен. Получить у него отпуск становилось все труднее. Правда, в первый период правления Колоредо все это еще не так ощущалось. Театрализованная серенада Моцарта «Сон Сципиона», прославлявшая нового правителя Зальцбурга, ему понравилась, и он утвердил Моцарта в звании придворного концертмейстера с приличным жалованьем. Но отношения их быстро начали меняться. Архиепископ придирался к каждой мелочи, выражая недовольство по поводу той опеки, которою окружал отец своего гениального сына, раздражался, видя стремление Вольфганга к независимости.
Некоторым отвлечением была поездка летом 1773 года в Вену, куда выехал архиепископ в сопровождении Моцартов. Музыкальная жизнь Вены была в этот период напряженной. Острая борьба развернулась вокруг оперного театра между партиями Глюка и приверженцами старой итальянской оперы-seria, особенно в лице либреттиста Метастазио и композитора Гассе. Выдвигался итальянец Антонио Сальери, продолжавший в Вене глюковскую традицию. Осенью Моцарты вернулись в Зальцбург. Освободиться от службы у архиепископа Вольфгангу так и не удалось, и зависимое положение придворного музыканта, являвшегося фактически слугой, все больше давало себя чувствовать. Моцарт обязан был ежедневно по нескольку часов просиживать в передней в ожидании распоряжений архиепископа на данный день, писать музыку, угодную хозяину и его гостям. Малейшее невыполнение требований вызывало ярость архиепископа и унизительные оскорбления.
В 1777 году Моцарт наконец добивается увольнения со службы у архиепископа и отправляется с матерью в Маннгейм, а затем в Париж. В Мангейме композитор влюбляется в певицу Алоизию Вебер. В 1778 г. в Париже умерла мать композитора, найти постоянную работу во Франции ему не удалось. Ему пришлось вернуться в Зальцбург на унизительную службу к архиепископу. Положение Моцарта в Зальцбурге оставалось невыносимым. Тяжесть душевного состояния усугублялась еще тем, что он не находил должного сочувствия у отца и сестры, считавших, что нужно смириться и терпеть.
В это время о Моцарте вспомнили в Мюнхене. Курфюрст и его супруга заказали Моцарту к придворному карнавалу 1781 года оперу-seria «Идоменей» на текст либреттиста Джамбаттиста Вареско. Архиепископ не мог противиться желанию баварского властителя и должен был предоставить Моцарту отпуск для сочинения и подготовки оперы в Мюнхене. Премьера «Идоменея», состоявшаяся в Мюнхене в январе 1781 года, прошла с блестящим успехом.
После этого вслед за архиепископом Моцарт поехал в Вену, где принял окончательное решение оставить службу. Поскольку его прошение об отставке не было принято, он решил не возвращаться в Зальцбург. В Вене Моцарт снова встретился с семейством Вебер и в 1782 г. женился на сестре своей первой возлюбленной Констанции Вебер. Констанция родила Моцарту шестерых детей, из которых выжило двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер. Тогда же с большим успехом прошла премьера его оперы "Похищение из сераля". Успех «Похищения из сераля» снова открыл Моцарту двери дворцов и салонов венской знати. Он быстро установил связи с различными меценатами, вошел в более близкое соприкосновение с профессионалами-музыкантами, заслужившими громкое имя и европейскую известность, много выступал как клавесинист. В аристократических, общественных и домашних кругах Вены культивировалась инструментальная музыка, симфоническая и камерная, и Моцарт написал за эти годы между «Похищением из сераля» и «Свадьбой Фигаро» (1782-1786) большое количество концертов для разных инструментов, клавирных сонат и фантазий, квартетов и других камерных ансамблей. Этот же период отмечен в жизни Моцарта как начало дружбы с Й. Гайдном.
Знакомство Моцарта с Лоренцо да Понте привело к созданию трех опер «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так поступают все».
1 мая 1786 года состоялась в Вене премьера «Свадьбы Фигаро». Вначале опера встретила восторженный прием публики. Но неприязнь императора и придворных кругов к новшествам Моцарта сказалась на судьбе оперы: как и «Похищение из сераля», она после нескольких представлений была снята с репертуара венского театра. Для гениального композитора наступило тяжелое время. В первые годы жизни в Вене Моцарта приглашали различные вельможи и меценаты, щедро оплачивая его выступления. Теперь же эти приглашения и заказы на произведения становились все реже, что объяснялось разными причинами: непониманием творческих помыслов Моцарта, недоверчивым отношением к его новаторству, интригами со стороны ряда влиятельных музыкантов, видевших в Моцарте опасного соперника. Моцарт был лишен даже самых необходимых средств для сносного существования его и семьи.
Большим событием для Моцарта был громадный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге, где эта опера приобрела значение классического шедевра и вошла в постоянный репертуар театра. Дирекция пражского оперного театра предложила Моцарту написать оперу на сюжет по собственному выбору. Это предложение имело большое значение для Моцарта, оно временно избавляло его от материальных затруднений. Моцарт остановился на легенде о Дон Жуане. Начал он сочинять оперу в Вене, а заканчивал в Праге в непосредственном общении с театром и артистическим персоналом. Пребывание Моцарта в Праге было счастливым. Там его ценили и понимали, он много и с громадным успехом выступал, слушал чешскую народную музыку, с большим увлечением работал над «Дон Жуаном», который вызвал восторг исполнителей. Премьера «Дон Жуана» в Праге состоялась 29 октября 1787 года.
В мае 1788 года, после блестящей пражской премьеры, «Дон-Жуан» был поставлен в Вене. Но там его приняли холоднее. После возвращения Моцарта в Вену снова началась полоса материальных невзгод. Только в конце 1788 года, после смерти Глюка, занимавшего должность камерного музыканта при императорском дворе, Моцарту было предложено это место. Но император использовал Моцарта лишь как сочинителя танцев для придворных балов и маскарадов, за что платил ему ничтожное жалованье.
В течение лета 1788 года Моцарт написал три свои последние величайшие симфонии: ми-бемоль мажор, всю проникнутую танцевальными ритмами и интонациями; лирико-драматическую - соль минор, самую популярную из симфоний Моцарта, по своей задушевности и лирической взволнованности представляющую собой уникальное явление в симфонической музыке 18 века и предвосхищающую многое в романтическом симфонизме XIX века; монументальную симфонию до мажор (получившую название «Юпитер») с грандиозным финалом, сочетающим сонатную форму с тройной фугой.
Чтобы поправить свое материальное положение, Моцарт пишет оперу "Волшебная флейта". Премьера «Волшебной флейты» состоялась незадолго до смерти Моцарта (30 сентября 1791 года). Еще до окончания оперы Моцарт получил заказ на «Реквием» при довольно странных обстоятельствах, казавшихся долгое время загадочными. К нему явился человек, одетый в черное, заказал «Реквием» и скрылся. Моцарт его больше и не видел. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно уже испытывая недомогание, он воспринял этот заказ на заупокойную мессу как пророчество своей близкой смерти. Позднее все это объяснилось: странный посетитель оказался посланным графа Вальзег цу Штуппах, имевшего обыкновение заказывать нуждающимся композиторам различные произведения, покупать их за бесценок и издавать под своим именем. Так он собирался поступить и с «Реквиемом» Моцарта.
С лихорадочной поспешностью принялся Моцарт за «Реквием» - свое последнее произведение, - сочиняя его одновременно с «Волшебной флейтой». Моцарту не удалось закончить «Реквием»: работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил «Реквием», используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта Зюсмайер.
Скончался Моцарт в ночь с 4-го на 5-е декабря 1791 года (на 36-м году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено («Известный всем я птицелов») из «Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери, который, действительно, завидовал гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют, - она основывается лишь на устных данных, в частности на том, что будто сам Сальери, умирая, будучи уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для подтверждения страшного преступления.
Из-за отсутствия материальных средств у его осиротевшей семьи великий композитор похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место его погребения до сих пор неизвестно.

наверх


Австрия главная
На главную

О нас | Новости | Контакты | Карта сайта