Главная   |   Страны   |   Скачать   |   Полезно знать   |   Словарь  |   Новости   |   Карта сайта   |   Контакты


Последнее обновление - 16.06.2011

Словарь. Искусство И-П

Вы пришли сюда по ссылке и не обнаружили статьи - извините. Ссылки ставятся быстрее, чем находится время для статьи. Возможно также, что статья находится на другой странице - см полное содержание.
Маленькие фотографии можно увеличить, нажав на них.

Импрессионизм

Возник как противопоставление академизму с его формализмом, холодной мифологичностью и блеклой палитрой. Название было дано по картине Моне "Впечатление. Восходящее солнце" 1872 г., выставленной на общей выставке 1874 г. Течение существовало недолго (последняя треть 19 в.), но оказало огромное влияние на последующую живопись, изменив привычное представление об искусстве.
Основные принципы. Свет становится главным элементом картины, по словам Моне, "главным лицом" в картине. Свет вызывает формы и дает различную окраску, которая все время меняется. Использовать нужно преимущественно 7 цветов солнечного спектра, без смешивания их на палитре, отдельными мазками, так, чтобы зритель уже воспринимал их смешанными. Для картин характерна фрагментарность, необычные ракурсы - каждая картина как кадр постоянно меняющейся действительности. Художник передает свое непосредственное субъективное впечатление от окружающего мира.
Представители: Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо.

Моне. Красные лодки в Аржантей Моне. Стог на закате Моне. Маки Дега. Танцовщицы Дега. Женщины в кафе Ренуар. Девочки у пианино Писсарро. Бульвар Монмартр
Моне. Красные лодки в Аржантей (1875 г., Оранжери, Париж) Моне. Стог на закате (1891 г., Музей искусства, Бостон) Моне. Маки (1873 г., Музей Орсе, Париж) Дега. Танцовщицы (1899 г., Музей искусства, Толедо) Дега. Женщины в кафе (1877 г., Лувр) Ренуар. Девочки у пианино (1892 г., Музей Орсе, Париж) Писсарро. Бульвар Монмартр (1897 г., Эрмитаж, С.-Петербург)

к содержанию


Каннелированная колонна

Каннелюра - вертикальный желобок на колонне. Каннелюры начали использовать в Древнем Египте и широко использовали в античной архитектуре (см. также Греческий храм. Строение).

к содержанию

Кариатида

Кариатида — статуя женщины, заменяющая собой колонну или пилястру.

к содержанию

Классицизм


Период 17 в. - в основном Франция, 18 в. - вся Европа (в зарубежном искусствоведении классицизм 18 в. называется неоклассицизмом). Предшествует рококо, сменяет романтизм. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир (Триумфальная арка, Вандомская колонна). В Британии ампиру соответствует регентский стиль (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Философия Идеи рационализма, философия Декарта. Художественное произведение должно соответствовать строгим канонам, отражая стройность и логичность самого мироздания. Идеология просветителей: установление "царства разума", основанного на "естественном праве", предоставление политических свобод и гражданского равенства. Путь к достижению цели - распространение знаний.
Черты эпохи Абсолютная монархия (Людовик 14, Екатерина 2). Территориальные войны: за испанское наследство (1702-1714), за австрийское наследство (1740-1745), Северная (1700-1723) и Семилетняя войны (1756-1763). Европейские монархи делили между собой и земли Америки, Индии и др. Развитие капитализма.
Необходимость организовывать и перестраивать обширные городские пространства. Перестройка многих европейских и российских городов в эстетике классицизма (Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и др.).
Создание академических школ живописи. Раскопки древних городов, в том числе Помпей. Труды по теории искусства, прославлявшие античное наследие (Винкельман, Палладио и др.). Молодые художники, скульпторы и архитекторы изучают античное искусство и искусство эпохи Возрождения в Италии.
Характерные черты Строгая иерархия жанров (высокие и низкие), каждый жанр имеет набор признаков, жанры не должны смешиваться. Возвышенное и героическое чувство долга должно торжествовать над прочими неразумными чувствами. Пороки и добродетели четко разграничивались. Идеализация воинской доблести и мудрости правителей. Искусство античности - норма и образец. Детали должны выполнять конструктивную функцию.
Живопись. Геометрически точная композиция, правильное соотношение цветов, упорядоченные пейзажи, введение архитектурных кулис в композицию.
Скульптура. Идеализация деятелей современности. Они изображаются в виде античных богов или в тогах. Популярность такой скульптурной формы, как надгробный памятник. Ценится чистота линий, отсутствуют сильные эмоции.
Архитектура. Обращение к формам античного зодчества как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Регулярность планировки и четкость объемной формы. Использование ордерной системы. Сдержанность декоративного убранства. Стены отделяются от потолков карнизами, используются пилястры или полуколонны. В симметричном орнаменте преобладают античные и сельские сюжеты. Палладио и палладианство. Регулярная система планировки городов. Развитие регулярного французского парка.
Представители Франция: Николя Пуссен, Лебрен, Жан-Луи Давид, Энгр (живопись), Пигаль, Гудон (скульптура), Жак Анж Габриэль, Суффло, Леду, Булле (архитектура)
Италия: Антонио Канова (скульптура), Палладио, Скамоцци (архитектура)
Россия: Шубин, Козловский, Мартос (скульптура), Баженов, Карл Росси, Воронихин, Захаров (архитектура)
Англия: Уильям Кент, Иниго Джонс, Роберт Адам, Неш (архитектура)
Германия: Лангганс, Шинкель (архитектура)


Пуссен. Лето Пуссен. Поклонение волхвов Пуссен. Триумф Нептуна Давид. Клятва Горациев Давид. Смерть Сократа Энгр. Автопортрет Энгр. Рафаэль и Форнарина
Пуссен. Лето (1660-1664, Лувр) Пуссен. Поклонение волхвов (1633, Дрезден, Галерея старых мастеров) Пуссен. Триумф Нептуна (1634, Филадельфия) Давид. Клятва Горациев (1784, Лувр) Давид. Смерть Сократа (1787, Нью-Йорк, музей Метрополитен) Энгр. Автопортрет (1804) Энгр. Рафаэль и Форнарина (1814)
Пантеон в Париже Бранденбургские ворота Иниго Джонс. Вилла королевы в Гринвиче Большой зал в Сион-хаусе Пашков дом Павловский дворец Палладиев мост в Царском селе
Суффло. Пантеон (1758-1789 гг., Париж) Лангганс. Бранденбургские ворота (1789—1791 гг., Берлин) Иниго Джонс. Вилла королевы (1616—1636 гг., Гринвич) Роберт Адам. Большой зал Сион-хауса (Лондон) Баженов. Дом Пашкова (1784—1786 гг.) Кваренги. Павловский дворец (1783 г.) Палладиев мост в Царском селе (1774 г.)
Канова. Амур и Психея Канова Паолина Боргезе Гудон. Диана Торвальдсен. Умирающий лев Шубин. Екатерина-законодательница Фальконе. Памятник Петру 1 Пигаль. Мальчик с клеткой
Канова. Амур и Психея (1786-1793, Лувр) Канова. Паолина Боргезе (1804-1808, Рим, Галерея Боргезе) Гудон. Диана (1777 г., Лувр) Торвальдсен. Лев (1820 г., Люцерн) Шубин. Екатерина 2 - законодательница (1789-1790 гг.) Фальконе. Памятник Петру 1 (1768—1770 гг.) Пигаль. Мальчик с клеткой (1750 г., Лувр)

к содержанию

Клуатр

Клуатр — типичная для романской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окруженный галереей.

к содержанию

Косматеско

Стиль косматеско назван так по фамилии семьи мастеров Космати, которые работали в Риме в 12-13 вв. Для косматеско характерно использование мозаики, которую выкладывали в виде геометрических узоров.

к содержанию

Крипта

Подземное сводчатое помещение в соборе, расположенное под алтарем или под хорами. В Древнем Риме криптой называлось любое сводчатое подземное или полуподземное помещение. Начиная с 7 в. в криптах хранились мощи святых и мучеников.

к содержанию

Люнет(а)

Пространство в виде полукруга или части круга, образованное аркой и ее опорами, над дверьми или окнами. Часто расписывались или украшались скульптурами.

к содержанию

Маньеризм


Период 20-40-е гг. 16 в. - первая треть 17 в.
Характерные черты Маньеризм использовал приемы живописи Возрождения, но без его гуманистической идеи. Мир предстает неустойчивым, шатким, находящимся в состоянии распада. Образы маньеризма полны тревоги, беспокойства, напряженности, основой становится не реальный мир, а творческое воображение; средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов. Среди них — произвольная вытянутость фигур, сложный змеевидный ритм, нереальность фантастического пространства и света, подчас холодные пронзительные краски. Постепенно картины становятся похожими на декоративные панно, предназначенные для украшения стен.
В скульптуре сочетаются причудливость форм с плавностью, изысканностью и элегантностью
Представители Италия: Якопо Понтормо, Пармиджанино, Аньоло Бронзино, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Россо Фьорентино;
Бартоломео Амманнати и Джамболонья


Арчимбольдо. Весна Бронзино. Элеонора Толедская Бронзино. Святое семейство Джулио Романо. Мадонна с младенцем Пармиджанино. Мадонна с младенцем и святыми Пармиджанино. Автопортрет в зеркале Пармиджанино. Отдых на пути в Египет
Арчимбольдо. Весна (1573 г., Лувр, Париж) Бронзино. Элеонора Толедская с сыном (1545 г., Уффици, Флоренция) Бронзино. Святое семейство (1534-1540 гг., художественно-исторический музей, Вена) Джулио Романо. Мадонна (1523 г., Национальная галерея древнего искусства, Рим) Пармиджанино. Мадонна с младенцем и святыми (1530 г., Уффици, Флоренция) Пармиджанино. Автопортрет в зеркале (1524 г., художественно-исторический музей, Вена) Пармиджанино. Отдых на пути в Египет (1524 г., Прадо, Мадрид)

к содержанию

Маскарон

Маскарон — скульптурное украшение здания в форме головы человека или животного. Маскароны могут носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается над аркой, над оконным или дверным проемом.

к содержанию

Мегалиты

Менгиры. Бретань. КамареМегалиты (от греч. мегас - большой, литос - камень) - большие камни, использовавшиеся в доисторическую эпоху для создания монументов, назначение которых не всегда ясно. Большинство мегалитических построек относятся к 3-2 тыс. до н.э., а в некоторых местах (например, в Ирландии, Бретани) есть и старше. Камни могли быть обработанными, с рисунками, и необработанными. Менгир, или менир - одиночно стоящий камень, бывает высотой до 20 м. Менгиры, стоящие по кругу, как в Стоунхендже, называются кромлехами. Менгиры могли использоваться для самых различных целей, достоверно определить которые сейчас уже нельзя (культовые, мемориальные, астрономические, межевые). Дольмен - от двух до четырех камней, поставленных вертикально и еще один камень сверху. Часто в дольменах обнаруживали захоронения, черепки от сосудов, кремниевые топоры, наконечники стрел. Однако нет уверенности, что эти постройки предназначались изначально для захоронений. Крытая галерея (по-французски allee couverte) - разновидность дольмена, два ряда камней в виде коридора и несколько камней сверху в виде крыши. Более сложный вариант мегалитического сооружения - коридорная гробница: одна или несколько погребальных камер с коридором. Сверху часто насыпался курган из камней - каирн.
Крытая аллея. Бретань Трегастель Дольмен. Бретань. Трегастель

к содержанию


Модерн

Модерн, ар-нуво (от франц. "новое искусство"), югендштиль (от немец. "молодой стиль"), тиффани (США, по имени Л.К. Тиффани), стилль Сециссион (Австрия), стиль либерти (Италия), еловый стиль (Швейцария) - художественное направление конца 19 - начала 20 в. Сформировался как противопоставление эклектике и академизму. Стремился стать единым синтетическим стилем, объединяющим живопись, прикладное искусство, архитектуру. В различных странах создаются художественные ассоциации, работающие в этом стиле. Наиболее полно модерн был представлен на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.
Основной чертой модерна стал отказ от прямых углов в пользу плавных, природных линий, орнаментов из растительного мира. Используются новые технологии и материалы. Для архитектуры характерно стремление создать одновременно эстетически красивое и функциональное здание. Все элементы (лестницы, двери, балконы), интерьеры художественно обрабатывались.
Представители. Архитектура: В. Орта (Бельгия), А. Гауди (Испания), Э. Гимар (Франция), Отто Вагнер (Австрия), Шехтель, Кекушев (Россия) и др. Живопись: Густав Климт (Австрия), Альфонс Муха (Чехия), Ян Тороп (Голландия), Морис Дени, Наби, Леви-Дюрме (Франция), Врубель, Бенуа, Васнецов, Нестеров, Поленов, группа "Мир искусства" (Россия) и др.

Альфонс Муха. Осень Муха и Фуке. Браслет для Сары Бернар Альфонс Муха. Сара Бернар Климт. Поцелуй Климт. Австрийская ферма Гауди. Дом Бальо Гимар. Павильон парижского метро
Муха. Осень (1896 г., частная коллекция) Муха, Джордж Фуке. Браслет для Сары Бернар (1899 г., частная коллекция) Муха. Сара Бернар (1903, частная коллекция) Климт. Поцелуй (1907-1908 гг., Бельведер, Вена) Климт. Австрийская ферма (1911-1912 гг., Бельведер, Вена) Гауди. Дом Бальо (1904-1906 гг., Барселона) Гимар. Вестибюль метро (1900 г., Париж)

к содержанию


Нартекс

Помещение при входе в храм, где стояли те, кто не имел права в него войти (кающиеся, бесноватые и оглашенные).

к содержанию

Неф

Неф (от лат. "корабль") — вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Нефы характерны для древнегреческих храмов, базилик. В христианских храмах обычно 3 или 5 нефов (как правило, нечетное число), центральный неф шире и выше остальных, но бывают храмы и с одинаковыми нефами. Кроме продольных, нефы бывают поперечные — трансепты. В раннехристианских базиликах трансепт заканчивал здание со стороны алтаря. Позднее в базиликах трансепт переместился ближе к середине здания, образовав с центральным нефом крест - латинский (центральный неф длиннее) или греческий (нефы одинаковой длины). Нефы используются и в светских сооружениях.

к содержанию

Палладио и палладианство

Палладио - архитектор периода позднего Возрождения, родом из Падуи. Учился и работал в мастерских в Виченце, изучал античную архитектуру. Строил в Венеции, виллы вокруг Венеции, Падуи и Виченцы. Особенность строений Палладио - их гармоничность и простота. Он использовал сочетания колонн разной высоты и разных ордеров, накладывал портики и арки на простые геометрические архитектурные объемы и этим подчеркивал чистоту форм и гармонию их соотношений. Из наиболее значимых его построек: паллаццо делла Раджионе (базилика Палладио), театр Олимпико в Виченце, вилла Ла Ротонда (Альмерико-Вальмарана) в окрестностях Виченцы, вилла Фоскари в окрестностях Падуи, церковь Сан-Джорджо Маджоре в Венеции. Виллы Палладио были объявлены объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Кроме архитектурного наследия, Палладио оставил также и литературные труды по истории и теории архитектуры.
Палладио оказал огромное влияние на последующую архитектуру барокко и классицизма. Созданное его последователями направление получило название палладианства (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент — в Англии, Винченцо Скамоцци — в Италии, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон — в России, Томас Джефферсон — США и другие).
Список и характеристика созданных Палладио строений, а также как к ним добраться - на сайте www.cisapalladio.org.

к содержанию

Пилястра

Пилястра или пилястр - вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну (имеет базу и капитель и часто повторяет части и пропорции ордерной колонны). Пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы. Служат как для украшения, так и для усиления стены.

к содержанию

Портик

Портик римского ПантеонаКрытая галерея, с одной стороны открытая (ряд колонн с арками или без), с другой - закрытая стеной (глухой или с окнами и дверьми).

к содержанию

Путто или путти

Образ мальчика с крыльями, амурчик. Часто использовался в искусстве барокко и Ренессанса.

к содержанию



Германия главная
Австрия главная
Англия главная
Франция главная
Италия главная
Швейцария главная
Карты
На главную

О нас | Новости | Контакты | Карта сайта